Карточные хлопоты

В прошлом году я делала анализ «народных» карт, которые скорее всего печатались в течении всего XIX века разными мастерами делающими лубки и продавались коробейниками. Эти карты имеют похожие изображения и различные значения карт, но в целом отражают страстную и неоднозначную отечественную предсказательную традицию. В этой записи мне бы хотелось рассмотреть значение одной из самых спорных фигурных карт — вальта.

В Российскую империю карточная традиция приходила из Польши, Франции и Германии и до начала XIX века можно было встретить на картах, ходивших на ее территории, как немецкий так и французский паттерны. В немецкой традиции фигурный ряд состоят из унтера, обера и короля:

Карта с изображением унтера имела знак масти внизу. Персонаж имел подчиненное положение, он был прислужником или вассалом. У обера знак масти находился сверху и образ его был более благородным, он мог быть офицером и дворянином. Также вслед за традицией Тарока обер мог иметь лошадь и быть всадником. Валет впитал в себя образ подчиняющегося унтера, обер же в зависимости от колоды или исчез или был заменен на даму. Существует ряд колод в которых валет изображается с конем в память об обере.

В Российской империи карты с немецкой системой мастей в основном использовались в Польше, но в начале XIX века можно встретить обозначения вальта как «нижник» или «холоп» по всей стране. После 1812 года французская карточная система становится основной и после 1830 первая карта фигурного ряда называется «валет». Название карты происходит от французского valet — личный слуга, кавалер, лакей, камердинер. Во Франции начиная с XV века существовала традиция персонификации фигурных карт с историческими персонажами — пиковый валет — Ожье Датчанин, рыцарь Карла Великого; червонный валет — Ла Гир, французский полководец эпохи Столетней войны; бубновый валет — Гектор, вождь троянского войска; трефовый валет — Ланселот, рыцарь Круглого стола. В Российской империи традиция не использовалась и собственные имена вальты не получили.

Пример карт для игры в Тарок ходившей в Польше до введения карточной монополии:

Как правило валет на картах имеет более юный возраст чем дама и король и более низкое социальное положение, карта фигурная, но имеет низкое значение и как же с ней быть? Мужской образ содержался в карточном короле, женщин представляли дамы, а что же делать с вальтом?

На помощь приходили популярные пособия по гаданиям, которые в свою очередь ориентировалась на переводы европейских книг и часто дублировали значения карт. Анализируя литературу можно выделить две основные линии интерпретации вальта — как персонажа и как событие.

В 1819 году в книге «Астролог, или Новый оракул, открывающий судьбу щастия и нещастия человеческого, в зеркале великого Алберта с приобщением науки» вальты имеют значения событий: червонный валет — вздох, бубновый валет — переносчик, трефовый валет — плут, пиковый валет — хитрый слуга.

Пример образа вальта как мужчины можно встретить в соннике 1866 года:

Или в описании в гадания из книги 1876 года: трефовый валет — неприятель, бубновый валет — доверенное лицо, червонный валет — приятный гость, пиковый валет — обманщик.

К началу XX века при описании значения игральных карт подчеркивали неоднозначность значения карты, цитата из книги «Зеркало тайных наук и отражение судьбы человека: Сочинение Альбертино» 1911 года:

Валеты представляют по одним — холостых молодых людей, по другим хлопоты. Пиковый — военного или знатного брюнета. Трефовый — коммерческого звания, русого, молодого человека. Червонный — счастливого, образованного блондина, весельчака. Бубновый — равнодушного, рассеянного, беспечного молодого блондина.

В «народных» картах образ вальта остается также неоднозначным, но значение «хлопот» начинают распространятся чаще персонификации:

В 1899 году выходит самая популярная гадательная книга дореволюционной Российской империи — Максимовой Ольги Ивановны «Друг тоскующих: Самоучитель гадания на картах». Образы вальтов в ней максимально персонифицированы и описаны в сочетании с другими картами:

Также в старинных книгах содержатся описания сочетаний карт, так если в раскладе выпало сразу три вальта это означает хлопоты, четыре — кутеж и веселую компанию.

После революции 1917 года карточная традиция передается в устной форме и значения карты теряет свою персонификацию превращаясь в «хлопоты», которые в зависимости от масти могут быть любовными, денежными, деловыми и пустыми. Скорее всего такой переход был связан с тем, что описание молодого человека и его характер запомнить сложнее чем действие.

Автор

Евгения Устинова

Евгения Устинова

Заведующая лабораторий Victorian tarot