Дореволюционные карточные гадания на этикетках

Несколько лет назад я делала пост про карточные конфекты и гадания, популярные в святки. В этом посте мне хотелось бы продолжить тему дореволюционных гаданий на фантиках и этикетках и начать с редкой пачки папирос «Гадалка». Изящная упаковка и точное, но не дошедшее до нас предсказание внутри пачки:

Один из вопросов, который напрашивается при взгляде на пачку папирос, — а для кого они могли быть предназначены? Скорее всего, гадали на папиросах образованные жители крупных городов Российской империи, и, скорее всего, они были представителями мужского пола. Ещё одна пачка папирос, на этот раз иллюстрация проще, но «в каждой коробке предсказание» (до настоящего времени не сохранилось):

Помимо образа гадалки на пачках папирос, также могли быть изображения «гадательных кругов» и игральные карты:

Но более дешёвым, популярным и доступным товаром с последней четверти XIX века оставались копеечные леденцы — конфкеты. Можно было получить быстрый ответ на волнующий вопрос, купив леденец, или же собирать этикетки и делать по ним расклады.

Выпускаемые обертки условно можно разделить на три основные категории изображений: гадательный круг, изображение гадалки и игральные карты. Сложно сказать, какой сюжет был самым популярным, но можно утверждать, что многочисленные кондитерские производства заимствовали друг у друга дизайн упаковки и формулировки предсказаний. Обертки с гадалкой:

Иногда на обертках можно было встретить все гадальные атрибуты вместе, но большой интерес представляет карточная карамель, которая из этикетки становиться колодой карт. Из оберток можно было собрать колоду, которую активно использовали для предсказаний или игр.

В коллекциях музеев и на аукционах карточная карамель чаще всего представлена картами, вырезанными с этикеток и наклеенными на картон.

Среди конфкет встречались разные по качеству этикетки: иногда это были дешевые одноцветные или двух-трехцветные обертки, но бывали и красивые, цветные, высокохудожественные этикетки.

Этикетка «Пифия. Дельфийский оракул» была одной из самых известных в Российской империи, выпущенной кондитерской фабрикой Товарищества Жоржа Бормана. Высокий уровень продукции демонстрируется не только современным дизайном, но и выбором цитат из классической литературы в качестве предсказаний:

В дополнение к дельфийскому оракулу стоит упомянуть более бюджетный вариант — «Гадалка С. Петербургской», где вместо цитаты классика приводится ироническое замечание:

Вариант эконом обертки низкого качества печати, датированная 1900 или 1901 годом, прошедшая цензуру и содержащая поговорку:

Но иногда карточная тематика использовалась не только для гадательной карамели:

Автор

Евгения Устинова

Заведующая лабораторий Victorian tarot. Телеграм канал "Тройка мечей" https://t.me/threeofswords