Одна из интересных и самых запоминающихся карт колоды Victorian Romantic Tarot — карта XV Дьявол, которая очень сильно отличается от классических образов в Таро.
Перед нами не гротескный и сатирический образ из Марсельской колоды или его переработанная версия колоды Райдера — Уэйта, нет привычной скованной пары или прекрасного незнакомца, непременно соблазняющего и таящего что-то темное и мрачное, как во многих современных колодах. Перед нами женщина, но не просто изящная особа, а очень коварный новый тип женщин, появившихся в Викторианскую эпоху — женщин эмансипированных, у которых есть красота, деньги и независимость. Этот новый образ стремящихся к свободе и знающих свои права женщин пугал патриархальное общество, которое и породило эти дьявольские образы. У ее ног деньги и цветы, она хороша собой и привлекательна, но по груди ее ползет змея.
George-Achille Fould — Madame Satan
В 19 веке в эпоху романтизма были популярны многие античные женские образы, про них писали книги и рисовали полотна, пантеон прекрасных дам регулярно пополнялся из популярных археологических раскопок и при систематизации древних текстов. На одной из французских гравюр 1888 года я увидела даму, отлично подходящую на роль Дъявола — знакомьтесь Феодора или святая императрица Феодора:
Актриса и куртизанка Феодора до знакомства с императором Юстинианом. Франция, 1888 год
Прекрасная и роковая женщина родилась в начале V века н.э. в семье цирковых актеров из Константинополя, и молодость ее в официальной хронике описывается как «была грешницей, но раскаялась»; по всей видимости, до брака с императором Юстинианом она работала в публичном доме. Чтобы поднять свое положение, Феодора старалась общаться с военными и представителями духовенства. Но в историю она вошла в первую очередь благодаря своему браку с будущим императором Юстинианом, который ради свадьбы вначале повысил Феодору до патрициев, а потом нарушил закон, не разрешающий жениться на особах низкого положения по происхождению. Вступив в брак, Феодора прекратила все любовные романы и старалась скрывать детей, рожденных до брака. Феодора также предпочитала разделять власть ставшего императором мужа и активно вмешиваться в политическую жизнь Византии.
Император Юстиниан и Феодора
Благодаря мужу, его политике и отношению к церкви, Феодора получила статус святой, но при этом очень интересно отношение церкви к ее роли. Так, РПЦ почитает Юстиниана, но совершенно игнорирует святость его жены. Современники относились к императрице очень по-разному, если официальная хроника считает ее благородной женой с темным происхождением и нелестным прошлым, но вставшей на путь истинный, то находилось и другое мнение из сочинения Прокопия Кесарийского:
«Сверх всего остального она обладала исключительно страстным темпераментом и быстро добилась успеха, и не только на сцене. В профессии, не требующей добродетели, она развлекала, забавляла и скандализировала Константинополь. На сцене она решалась на самые нескромные выходки и показывалась самым откровенным образом. В городе она скоро прославилась безумной роскошью своих ужинов, смелостью речей и множеством любовников. Ей не было тогда и двадцати лет…».
Такая царица вполне могла бы воплотить в своем образе аркан Дьявол.
La Emperatriz Theodora Constant Jean Joseph Benjamin 1882