На карте V Иерофант изображен процесс передачи сакральных знаний — седой мудрец, прочитав фрагмент текста из Корана, растолковывает его своим юным ученикам. Эта картина в полной мере отражает суть V аркана, но давайте рассмотрим карту не много подробней.
Главная задача Иерофанта это сохранение традиций и форм религиозного образования, он старается донести до слушателя правила и запреты, рассказать о сакральных вещах и научить мыслить. Традиционно этой фигурой выступает папа Римский, но создатели Victorian Romantic tarot пошли к другим не менее ярким наставникам и обратили свой взор на изучение Корана в традиционном мусульманском обществе. В качестве иллюстрации к карте выступает картина М. Хирша «Обучение Корану в Марокко» 1885г., к сожалению про автора и его работу материал найти не удалось.
Скорее всего действие картины происходит в мусульманском учебном заведении Медресе. Вот несколько слов о том, что происходило в таком учебном заведении:
В медресе изучали и комментировали учебную литературу тогдашнего цивилизованного мира. Медресе имели свой устав и статус частных учебных заведений. Постепенно, однако, контроль государства становился все более жестким. Студенты обеспечивались жильем, продовольствием, небольшим денежным пособием. Получали жалованье и преподаватели. Медресе существовали на средства богатых дарителей.
В первых медресе изучали грамматику, право, философию. Здесь получали не только религиозное, но и светское образование. Постепенно программа расширялась: изучали и комментировали труды древнегреческих, иранских и индийских авторов. Авторами учебников часто являлись выдающиеся мыслители Востока. Так, аль Бируни создал трактат «Вразумление началам звездочетства» — пособие по обучению математике, астрономии и географии. Ученик мог выбрать из нескольких вариантов ответов на поставленные вопросы тот, который считал правильным. Настольными книгами в медресе и других высших учебных заведениях были трактаты Авиценны.
Порой крупные медресе, научные кружки, дома мудрости превращались в своеобразные университеты с библиотеками, лекционными залами.
Таким образом Иерофант сочетает в себе не только религиозные основы образовательного процесса, но и мудрости всех наук того времени. В Российской империи того же периода такие роли были разделен. В качестве иллюстрации к духу этой карты хочется привести следующие работы:
Картина Николая Петровича Богданова-Бельского «У больного учителя» показывает быт сельского учителя. В простой избе мы видим книги, глобус, скрипку и календарь, которые показывают высокий интеллектуальный уровень учителя. Два ученика пришли его проведать. Возможно отвлекая учителя от чтения они спрашивают очень важные вопросы. Этот сюжет чем-то перекликается с содержанием V карты.
Другая картина Пукирева Василия Владимировича «Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда» 1868г. показывает религиозную составляющую образования. Снова перед нами крестьянская изба, где все семейство собралось около лубка с изображением Страшного суда и слушает дьякона. Пока старшее поколение скучает дети ужасаются карам которые могут их постигнуть за грехи.
После небольшого обзора обучения в исламе и православии, хочется привести еще один пример образовательных программ, но уже у евреев. Это картина Исидора Кауфмана «Обучение коммерции», на ней отец передает своему сыну все тонкости ведения семейных дел. Это еще одно негласное проявление V аркана.
Когда в раскладах выпадает Иерофант он означает обучение, вхождение в новый социальный институт, формальную структуру, возможность оказаться как в роли ученика, так и в роли учителя, говорит о законах и правилах.