Итак, в основу изображения СА Смерть Романтической Викторианы легла малая часть гравюры Густава Эберлейна под названием «Красота», 1890.
Согласно описанию этого Аркана, на нём изображена группа молодых и пожилых людей, ещё и Ангел; и они окружают обнажённого мужчину, держащего в руках череп в лаврах. Не напоминает ли Вам это сцену из Шекспировского Гамлета, где в одной из сцен, он держит череп старого знакомого и размышляет о природе смерти и разрушения. Над группой этих людей в небесах витает фигура Смерти с косой; эту фигуру добавили составители колоды, как аллегорию Смерти. На оригинальной гравюре её нет. Интересная карта, торжественная такая!
Но меня не покидала мысль о том, что же представляет из себя гравюра в полном её изображение. Оказалось, что её не так просто найти. Во-первых, потому что Густав Генрих Эберлейн (14.07.1847 — 05.02.1926) немецкий скульптор, художник и писатель, всё же больше скульптор, и в сети в основном можно найти его скульптуры. Во-вторых, название гравюры, которое было дано в описании к Аркану, и по которой я её искала «Фантазия» не совпало с названием под которым эта гравюра нашлась «Красота», 1890.
Когда же гравюру удалось найти, и я её увидела полностью, у меня не было слов, так сильно я была поражена её КРАСОТОЙ и обилием символического ряда!
Меня до сих пор не покидает мысль о том, что, что же этой картиной хотел сказать Эберлейн? Терновый венец и роза…Гамлет, Лир, какая то аллегория по Шекспиру…и нечто незримое от Фауста Гёте..быть может роза здесь, как символ быстротечности красоты, мгновения, после которого приходит увядание; а раскрыта она, как символ проявления жизни?… а терновый венец, как осуждение и зависть, всегда сопровождающие красоту?… а лилия…лилия белая, скорее всего белая, как символ чистоты и непорочности…и опять фигурка ребёнка рядом. А эти белые кони. Не являются ли они здесь символами весны, сексуальности и любви богини Рианнон? Не знаю, не знаю…слишком много всего, и эту гравюру можно рассматривать бесконечно и постоянно находить что -то новое и ранее незамеченное. Но надо же на чём — то остановиться, выбрать что-то, в соответствии с темой моего очерка!
И это будет… центральная фигура картины — женская фигура, воспаряющая из воды в небо, и чем-то неуловимо напоминающая мне прекрасную картину Сандро Ботичелли «Рождение Венеры». К устам этой обнажённой женщины прильнул сам Ангел Воинства Небесного. Но кто она? В одной руке у неё две змеи, а в другой горящий факел. Постойте, да ведь это же классическая атрибутика самой Гекаты!
Геката…Великая Геката, Великая Триединая Богиня, Богиня мрака, ночных видений и чародейства, «Дочь Звёздной Ночи» (согласно одному из мифов она была дочерью Персея и Андромеды — Звёздной Ночи); согласно же предложенной Гесиодом генеалогии она — дочь титанидов Перса и Астерии и, таким образом, не связана с олимпийским кругом богов. Она получила от Зевса в удел власть над судьбой земли и моря, была одарена Ураном великой силой. Геката — древнее хтоническое божество, которое после победы над титанами сохранило свои архаические функции, даже было глубоко чтимо самим Зевсом, войдя в число богов, помогающих людям в их повседневных трудах. Она покровительствует охоте, пастушеству, разведению коней, общественным занятиям человека (в суде, народном собрании, состязаниях, в спорах, в войне), охраняет детей и молодых людей. Она — подательница метеринского благополучия, помогает рождению и воспитанию детей; дает путникам легкую дорогу; помогает покинутым возлюбленным. Полномочия ее, таким образом, распространялись когда-то на те области человеческой деятельности, которые впоследствии ей пришлось уступить Аполлону, Артемиде, Гермесу.
По мере распространения культа этих богов Геката теряет своей привлекательный облик и притягательные черты. Она покидает верхний мир и, сближаясь с Персефоной, которую она помогала искать матери, неразрывно связывается с царством теней. Теперь это зловещая змееволосая и трехликая богиня, появляющаяся на поверхности земли лишь при лунном, а не солнечном свете, с двумя пылающими факелами в руках, в сопровождении черных, как ночь, собак и чудовищ подземного мира. Геката — ночная «хтония» и небесная «урания», «непреодалимая» бродит среди могил и выводит призраки умерших, насылает ужасы и страшные сны, но может и защитить от них, от злых демонов и колдовства. Среди ее постоянных спутников были ослоногое чудовище Эмпуса, способное менять облик и устрашать запоздалых путников, а так же духи-демоны керы. Ночная страшная богиня с пылающими факелами в руках и змеями в волосах, Геката — богиня колдовства, волшебница и покровительница волшебства, совершающегося под покровом ночи.
Как видите, в образе Гекаты тесно переплетаются демонические черты доолимпийского божества, связывающие два мира — живой и мертвый. Она — мрак и вместе с тем лунная богиня, близкая Селене и Артемиде. Гекату можно считать ночной аналогией Артемиды; она тоже охотница, но ее охота — это мрачная ночная охота среди мертвецов, могил и призраков преисподней, она носится в окружении своры адских псов и ведьм. Геката также близка Деметре — жизненной силе земли.
О Богине Гекате, этой «Наиболее Любимой» и «Повелительнице превращений и перевоплощений» можно писать очень и очень много, учитывая тот факт, что помимо всего, того что написано о Гекате выше, она ещё и властвовала над морем, и эта власть была сравнима с властью Посейдона. И вообще Геката — одна из ипостасей Первобогини, Темной Богини, Богини — Змеи, Владычицы Изначальных Вод и мира мёртвых. Но, есть одна деталь, на которую я хотела бы обратить Ваше внимание — это то, что в её ведение когда-то находилась и жизнь, и вообще, Геката — проводник между мирами, как искусство, которое связывает разные миры восприятия.
Так почему же на этой гравюре «Красота» один из Ангелов Воинства Небесного прильнул к устам Гекаты, возносящейся в небеса? Быть может он вдыхает в неё красоту, красоту самой жизни, как в одной из скульптур Густава Эберлейна «Бог- Отец вдыхает Душу в Адама» — И этим самым подтверждая идею о КРАСОТЕ ВСЕГО СУЩЕГО. Из Книги Бытия люди знали, что на исходе шестого дня Бог увидел, что все им сотворенное хорошо , а в Книге Премудрости Соломона говорилось о том, что мир был создан Всевышним в соответствии с числом, весом и мерой, то есть в соответствии с критериями математического совершенства. А Богиня Геката, хотя и является Тёмной Богиней, на самом деле, так же прекрасна, как и Венера, рождённая из пены морской. И это затрагивает уже экзистенциальную проблему, тему восприятия, приятия и понимания Смерти. Эта тема, наряду с двумя другими — секс и деньги, является достаточно табуированной в социуме. А ведь Смерть, Великая Госпожа Смерть, на самом деле, тоже красива, прекрасна и загадочна, как и сама жизнь!
Человеку же присуще стремление к разрушению (проявляющееся преимущественно, хотя и не исключительно, в форме войны), его искушает тонкое очарование смерти. Её присутствие обостряет восприятие самой жизни!
«Избери смерть и разорви покрывало. Но не такую смерть, чтобы сойти в могилу, а смерть, ведущую к духовному обновлению, дабы войти в Свет».
Дж. Руми