«Я есть Ты, творящий Меня»
Джуссани Луиджи, католический богослов.
Прошу любить и жаловать Шута, одного из самых неоднозначных, впрочем как и Смерть, Арканов в колоде Таро.
В Романтической Викториане в основу изображения этого Аркана легла гравюра на основе живописи венского художника Отто Уолтера (1854 -1903).
Причём, составители колоды, как во многих случаях, изображают картину не целиком а, в данном случае, ещё и переместили собачку ближе к тумбе, на которой стоит наш Шут (клоун), для того чтобы более соответствовать этой карте в классическом варианте колоды Райдера Уэйта. Так что же мы видим на этом Аркане? Клоун с выбеленным лицом, как у мима, стоит на тумбе (а не на утёсе) в классической позе Шута из Таро Райдера Уэйта. Такое впечатление, что он готов вступить в неизвестность и совершенно не боится этого. Около тумбы сидит собака. Клоун что-то держит в руках, но что это, нам не видно. Публика с интересом наблюдает за происходящим. А вот что же на самом деле происходит, открывается нам на целой гравюре. И тут уже более полно видна не только сама цирковая арена, но и многое другое; во-первых, мы наконец-то, видим то, что клоун держит в руках и то, что он является участником довольно опасного номера, который исполняет прекрасная наездница, исполняющую достаточно опасный номер, во-вторых нам стали видны и другие, ранее скрытые от нашего взора, персонажи и само действо, происходящее на арене цирка.
И хотя, цирк — это вид зрелищного искусства, по законом которого строится цирковое представление, лично у меня, неоднозначное отношение к цирку, и всё то, что там происходит, вызывает во мне тоже неоднозначные ощущения. В этом круговороте ярких красок, костюмов, головокружительных номеров, смеха и аплодисментов незримо присутствует риск, опасность разочарование, грусть и неявное ощущение смерти. Ведь характерной принадлежностью цирка являются не только фокусы, клоунада и пантомима, но и акробатика, эквилибристика, выступления наездников, а также выступления с дрессированными хищными животными, всё это связано с большой долей риска для жизни. И тут, как мне кажется, желательно обратится к истории цирка и почувствовать откуда всё это идёт.
У древних римлян словом «цирк» (circus, «круг») называлось открытое сооружение в виде вытянутого овала, соответствующее в современности ипподрому. Крупнейшим из таких был Большой цирк (Circus Maximus) находящийся в столице. Римский цирк имел мало общего с современным цирковым представлением: он был местом проведения народных «зрелищ» прежде всего конских скачек и гонок колесниц, а позже и гладиаторских боёв и травли зверей (хотя они обычно проходили не в цирке, а в амфитеатре). Любимые римлянами гонки колесниц, как я уже говорила, проходили в Большом цирке, в котором были сидячие места для 150 000 зрителей. Ежедневно устраивалось десятки заездов иногда на протяжении сотен дней подряд. Колесницы запрягались и четверкой и парой, а иногда запрягали и до 10 лошадей. Надо ли говорить о том, что во время гонок колесничие и обгоняли друг друга и подрезали и было достаточно много увечий и смертельных исходов. А что уж говорить тогда о гладиаторских боях и травле зверей! Всё это Вы можете увидеть в фильмах Бен-Гур (колесничные гонки) и Гладиатор (бои гладиаторов). Да ещё, император Нерон был страстным поклонником колесничных гонок, сам умел управлять колесницей, и даже выиграл гонку на Олимпийских играх. Для чего, я подробно об этом рассказываю? А для того, чтобы Вы почувствовали, переплетение каких энергий царит в цирке, когда народ требовал «хлеба и зрелищ», какой посыл идёт к нам от цирка древности до цирка наших дней. Это радость и риск, веселье и опасность соперничество и любопытство, жизнь и смерть, всё смешалось и всё рядом. После распада Римской империи цирк потерял своё место для развлечения народа.
А вот, позже в XVIII появился уже цирк современного типа во Франции. Создателями его в 1774 стали два английских наездника, отец и сын Астлеи. Позже их приемники итальянцы ввели в программу представлений пантомиму и борьбу диких зверей между собой и собаками.
А ещё, мне пришла в голову следующая ассоциация: цирковая арена со всеми участниками представления — это мандала, мандала нашей жизни. Сама цирковая арена напоминает мне Калачакру мандалу. Калачакра в переводе с санскрита обозначает «Колесо Времени». Мандала Калачакры — это законченная трёхмерная модель Всего. А во вселенском масштабе Калачакра — это начало. В ней в многочисленных символах «закодировано» столько всего, что описание может занять много томов. Так что, если Вас это заинтересует, то Вы можете самостоятельно найти об этом информацию и ознакомиться с ней. Я же хочу добавить, что в системе буддийского мировоззрения Калачакра, одной из идей является доктрина единства бытия, определяющая Калачакру как единство макрокосмоса с микрокосмосом, вселенной с человеком. Согласно Калачакре все внешние процессы и явления взаимосвязаны с телом, с психикой человека и поэтому, изменяя себя, человек изменяет мир (Л.Е. Мяль).
Всё это происходит на цирковой арене (арене нашей жизни). В этом представление участвует много разных персонажей, каждый проживает, как ему кажется свою отдельную ото всех жизнь, вступает и выстраивает отношения, проявляет свои умения и таланты, что-то разрушает и что-то строит, проявляет творчество жизни, но на самом деле, каждый взаимосвязаны друг с другом, незримыми нитями, а самой главной незримой Серебряной Нитью связан с Творцом. Эта Нить всегда подвергается непрерывному хаотическому воздействию среды и очень важно, чтобы она не порвалась в процессе земной жизни.
А что же наш клоун, наш шут? Какова его роль в этом цирковом представление и в нашей жизни? Кто он на самом деле? Ведь он есть и в каждом из нас. Он есть воплощенное сознание, Божественное Дитя, которого со своим Творцом связывает Серебряная Нить. Как Вы думаете, что может символизировать эту Нить в цирке? Мне кажется, что это канат, который натянут под куполом и на котором исполняют, с кажущейся нам лёгкостью, свои номера канатоходцы. И на этом канате может оказаться и наш клоун, потому что цирковой клоун имеет множество специализаций: музыкальный эксцентрик, акробат, дрессировщик, пантомимист. Он работает в самых разных жанрах и часто использует приёмы весьма сложных жанров, например, эквилибристики.
Это одна из самых сложных цирковых специализаций ещё и потому, что для того чтобы быть клоуном надо уметь полностью перевоплощаться и оставлять свой привычный образ за кулисами и в гримёрке. Надо уметь умирать и возрождаться, надо постоянно находиться в потоке творчества и вживания в роль, надо быть спонтанным, не обусловленным, нарушать нормы и правила, в конце концов, надо быть просто безумным и каждый раз, отказываясь от своих достижений, продолжать творить не только на арене цирка, но и внутри себя. А ведь этот Клоун, этот Шут, этот Божественный ребёнок живёт в каждом из нас. К сожалению, иногда мы о нём забываем или нам кажется, что его и вовсе нет и не было, да и вообще, кто это такой? Но он есть и ждёт того момента, когда Вы вспомните о нём и обратите на него внимание; и если Вы это сделаете, то тогда в Вашу жизнь ворвётся мощный поток радости жизни и творчества!
Так что сознательно продвигаясь по жизненному пути, меняя и примеряя на себя разные маски, играя роли, — творите свою жизнь, творите себя, вступайте в отношения не только с людьми, но и с самим собой и с жизнью; и всегда помните о Серебряной Ните, об этой незримой связи с Творцом, сохраняя которую, Вы будете с Ним в сотворчестве и быть может, Вам удасться почувствовать, что «Я есть Ты, творящий Меня».