Колода малой Ленорман как предсказательная система пришла в Европу в середине XIX века и базировалась на созданной в 1799 году в Нюрнберге настольной игре — «Игра надежды»(Das Spiel der Hofnung 1800г.). Структура этой карточной игры вобрала в себя множество древних символов и атрибутов, характерных для европейской культуры романтизма (идейное и художественное направление в европейской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века). Карты Звезда, Солнце и Луна являются ключевыми символами романтического мышления.
Из всех карточек игры Надежды самые интересные комбинации происходят на картах обозначающих Юношу (28) и Девушку (29); на эти карты игрок может попасть в зависимости от своего пола после перехода на карту Сердце (24) или в процессе обычной игры, но попадая на карту Девушка происходит автоматический переход на позицию Луны (32). Тем самым авторы игры подчеркивают связь этих двух символов (аналогично попадая на карту Юноши происходит автоматический переход на позицию Солнца).
Луна как проявление женского начала пришла в средневековую, затем романтическую традицию из язычества. В истории человечества Солнце и Луна были двумя главными светилами на протяжении всего времени, она считались предметами культа во всех языческих религиях, им сочиняли стихи, пели гимны и устраивали многочисленные ритуалы. Интересно, что первое обозначение Луны как женского святила можно встретить уже в стихотворениях Гомера и античных поэтов, в античной мифологии также встречается образ богини луны Селены.
Но для описания Луны из колоды малой Ленорман стоит обратить внимание на поэтов и художников эпохи романтизма и их понимание “лунной темы”. В Европейской поэзии того времени сложилась интересная система эпитетов, которыми они наделяли Луну в своих произведениях — «призрачная», «унылая», «бледная», «печальная», «белая», «серебряная» или «серебристая», «спокойная», «величавая», «царственная» («царица ночи»), «ночное светило». Здесь видны мистические, таинственные и романтические переживание связанные со светилом. Луна — верный помощник влюбленных, освещающий их путь, проводник в мир духов открывающий портал в мир мертвых. Однако помимо этого в эпоху Романтизма формируется и противоположное отношение к светилу — Луна становиться синонимом непостоянства возвышенных чувств, ее фазы постоянно меняются также как и отношения между людьми. Для многих творцов эпохи Романтизма из Англии и Германии Луна может выражать состояние души, задавать гамму чувств и настроений, управлять развитием целого сюжета художественного произведения.
Луна может приносить не только высокие чувства, но и различные душевные недуги: к примеру, лунатизм или сомнамбулизм. Так, на закате романтизма многие артисты на своих полотнах стали изображать новых героинь — хрупких девушек, облаченных в ночную рубашку с распущенными волосами, идущих по крышам домов и карнизах, у них закрыты глаза, и их путь освещает яркий лунный свет. Одно неловкое движение, и девушка в ночном одеянии сорвется вниз, сама девушка находится в состоянии между сном и бодрствованием и никак не может контролировать свои передвижения. Этот образ почти невесомого, полу-духовного — полу-земного существа околдовывал людей эпохи романтизма, многие мужчины хотели бы увидеть такую гостю в своей спальне (на данную тему в 1831г. В. Беллини написал оперу “Сомнамбула”). Существовало народное поверье: когда яркая полная Луна светит в окно, то ни в коем случае нельзя спать под ее светом, такой контакт может привести к помрачению сознания.
Таинственная серебристая женственная Луна из колоды перешла в эпоху Модерна и раскрылась с новой стороны, теперь произошло четкое разделение миров на солнечный мужской и лунный женский.
Множество ярких дисков солнца и подсолнечников в расцвели на рубеже XIX и XX веков на фасадах зданий, в оформлении интерьеров, на полотнах и в повседневных предметах быта, солнечный знак символизировал обновление, творческую энергию новых свершений и высшие человеческие ценности. Чем ярче сиял над всеми солнечный свет, показывающий превосходство мужского начала, тем глубже в людей уходил призрачный лунный свет. Если рассматривать газеты и журналы того времени, то, помимо прогрессивных заметок о развитии железной дороги или новых небывалых изобретениях, можно обнаружить множество запросов на оккультные услуги (спиритизм, магнитизм, гадания всеми способами, магия), а различные колоды — в том числе Ленорман — пользовались огромным успехом. Возьмем в качестве примера две колоды, популярные в Российской империи того времени, и посмотрим интерпретацию карты с изображением Луны в них: колода Орнитомания (1880) — “Луна. Помещаясь близ лицевой карты (сигнификатора), предвещает счастье, советуя гадающему не быть слишком ветреным и идти прямо к своей цели; вдали от лицевой карты (сигнификаора), особенно вблизи планеты Сатурн, означает огорчения и печали”; колода Завещание Ленорман (1910): “Полумесяц. Не возвратится.”
Мир Луны, в отличие от Солнечного Мира, протекает под покровом ночи, в глубоком сне или задумчивости, в нем есть место сказочным мечтам и грезам. Главный мотив Луны в искусстве модерна — это сон, сон как другая реальность, которая намного интереснее объективного мира, там живут персонажи народных преданий, сказочные существа гуляют среди Эллизиума.
В этот период появились новые направления в психиатрии и психологии, появились первые классификации истинно “лунных” и, как тогда казалось, “женских” истерических заболеваний, которые лечили не менее лунными методами — гипнозом (между прочим, один из спутников Селены — бог сна Гипнос). Новым методом лечения душевных заболеваний становиться открытый З. Фрейдом психоанализ, где “лунный мир” (бессознательное — структура психики, которая не контролируется сознанием) становиться предметом самостоятельного исследования. Начиная с бурного распространения психоанализа в начале XX столетия, образ карты 32 — Луна ассоциируется со скрытыми “непрозрачными” психическими процессами.
В современном мире смыслы, которые веками закладывались в символизм Солнца и Луны, претерпели огромные изменения — в течение XX века традиционные мужские и женские качества трансформировались. Луна больше не несет в себе сильное женское начало, скорее в ней сосредоточены энергии, которые есть в любом человеке — это бессознательные процессы, фантазии и мечты. Каждый может проявлять лунную пассивность и солнечное стремление к достижениям; границы пола в этих картах стерты, они уступили место проявлениям психологической природы человека. Интересно посмотреть и на клинические проявления “Лунного мира”… в настоящие время из всех психиатрических диагнозов к этому символу становится ближе всего сумрачное состояние глубокой депрессии, а также различные виды зависимостей. С Луной связывают широкое распространение интернет технологий, в каком-то смысле, это отражение эпохи модерна и выход на новый уровень представлений о прозрачности идеального лунного мира. Сейчас в глубинах сети можно встретить любую реальность, каждая фантазия будет реализована на неосязаемом и прозрачном уровне высокоскоростного соединения, которое, как и лунный свет, невозможно потрогать руками.
Если рассматривать традиционную интерпретацию карты Луна, то ее появление в раскладах сильно зависит от окружающих карт: если она находится близко к сигнификатору, то это может трактоваться как удача в финансовых вопросах, карьерный рост и материальная выгода. Считается, что Луна несет признание и высокую оценку окружающих, успех в обществе. Если же карта располагается далеко от сигнификатора, то это может означать забвение, отрицание прошлых заслуг.
В современном значении карта Луна часто связывается с символом рода, корней и традиций, передающихся по женской линии, она может давать отсылку к переосмыслению прошлого жизненного опыта. В области духовных исканий карта показывает глубокую внутреннюю проработку, осознание пройденного пути на новом уровне, иногда работу с психотерапевтом или духовные практики. Энергия карты призывает обратиться за ответами на значимые вопросы к собственной интуиции.
Электронная версия статьи опубликованной в журнале «Хроники таро» №5 2016 стр. 94-95