Jeu de cartes mythologique français au portrait de fantaisie

Довольно любопытная колода карт «Jeu de cartes mythologique français au portrait de fantaisie» вышла во Франции в 1847 году. Мифологические колоды были не редкостью в карточной традиции Франции, после революции привычные фигуры королей и королев были заменены на богов и богинь.

Снимок экрана 2016-08-18 в 11.10.22

До выхода этой колоды существовали обучающие карты изображающие богов и героев с подписями с содержанием мифов. Образец таких карт 1644 года:

Снимок экрана 2016-08-18 в 16.17.09

Как правило в мифологических картах образы богов и героев доставались исключительно фигурным картам, числовые карты могли оставаться пустыми или содержать сторонний сюжет. Колода «Mythologique français au portrait de fantaisie» отличается уникальной целостностью и высокою степенью проработки каждой масти в зависимости от мифологии и стихии.  Итак приступив к знакомству с 32 картами этой колоды.

Снимок экрана 2016-08-18 в 11.04.53

Мое знакомство с колодой началось в том же порядке, в каком она выставлена на сайте библиотеки, поэтому описание я начну с бубновой масти. Тузы в колоде передают основную тему масти. Короли, дамы и валеты чаще всего имеют родственные связи, так на трефовой, пиковой и червонной масти изображены супруги, а на бубновой мать и сын. Все девятки в колоде имеют двойное изображение. На бубновом тузе сверху представлена одна из сцен Троянской битвы, внизу плаванье Аргонавтов за золотым руном и главная тема масти — это война и военные компании.

Снимок экрана 2016-08-18 в 11.05.28В качестве бубновой королевы выступает богиня войны Беллона, эта богиня считалась матерью Марса и выступала символом войны за родину. Жрецы богини традиционно ходили в чёрном одеянии и колпаках. Во время молитв богине они доводили себя до исступления, нанося друг другу побои и раны, делая подношения человеческой кровью. Интересно, что жрецы этого культа считались прорицателями. Рядом с бубновой королевой Беллоной стоит бубновый король — бог войны Марс, а в качестве валета выступает готовый к бою Ахилл. Отсылая к тузу вспомним, что Ахилл принимал участие в Троянской войне и был признан самым смелым древнегреческим героем.

Снимок экрана 2016-08-18 в 11.07.07

На числовых картах уровень агрессии начинает не много снижаться и бубновая десятка кажется более мирной — на ней мы видим Минерву. Богиня мудрости в древнеримской мифологии считалась богиней молниеносной и воинственной, перед боем ей возносили молитвы полководцы, ей посвящали обряды на гладиаторских боях. Бубновая девятка хранит в себе изображение двух богов — Аполлона и его сестры Дианы. Видимо Диану поместили в колоду из-за покровительства охоте, плодородия и женственности, а покровитель искусств Аполлон попал в колоду по родственной связи. Тему плодородия и многообразия продолжает восьмерка на которой изображена богиня цветов и весны Флора. А замыкает масть герой Геркулес мощно расправивший плечи после совершения очередного подвига на бубновой семерке.

Снимок экрана 2016-08-18 в 11.07.25

Пиковая масть колоды потрясает своей инфернальностью, казалось она собрала основные сюжетные линии посвященные царству мертвых. На верхнем сюжете туза изображено похищение Прозерпины Плутоном из царства живых в царство мертвых, а на нижнем — по реке забвения плывет молчаливый  Харон, увозя души в последнее пристанище. Пиковые король и дама — повелители подземного мира Плутон и его возлюбленная супруга Прозерпина.

Снимок экрана 2016-08-18 в 11.08.13

Очень интересен образ валета — это легендарный Критский царь Минос. В подземном мире этот царь, введший на Крите законодательство, продолжает юридическую карьеру и является главным судьей над душами умерших. В качестве героя вступающего в подземное царство мы видим Орфея на десятке пик. Орфей должен спуститься в подземный мир, чтобы вернуть свою возлюбленную Эвридику, которая изображена на восьмерке пик. А между влюбленными вновь двойное изображение девятки — на пиковой масти это два страшных зверя охранник подземного мира Цербер и чудовище Химера. Замыкает подземный мир семерка, на которой изображена крылатая богиня возмездия Немезида.

Снимок экрана 2016-08-18 в 11.09.40

Червонная масть в колоде, как мне показалось, посвящена земным и ежедневным заботам. Так на червонном тузе мы видим две основные темы для любого человека — любовную страсть (Леда и лебедь) и профессиональную реализацию (в мастерской бога Вулкана). В качестве короля и дамы выступают главные божества для поклонения семейного человека античности — Юпитер и Юнона. А в качестве валета выступает бог торговли и посланник Юпитера Меркурий.

Снимок экрана 2016-08-18 в 11.10.52

Червонная десятка полна плодородия и урожая, ее украшает богиня Церера, держащая в руках колосья. На девятке вновь двойное изображение — наверху сулящий любовь Купидон, а внизу звенит бокалом Бахус. От такого сочетания гарантированно головокружение, как и успех в любви.  К сожалению в колоде, которую мне удалось найти нет червонной восьмерки , но скорее всего на этой карте содержалось изображение Венеры или Афродиты, если рассматривать контекст масти. Замыкает числовые карты червонная семерка и красавец Адонис. Адонис был на столько красив, что в него влюбилась Афродита. Наиболее известный античный сюжет связан со смертью Адониса во время охоты и его воскрешении из подземного царства на полгода благодаря стараниям Афродиты. Когда Адонис возвращается из подземного царства приходит весна и природа оживает.

Снимок экрана 2016-08-18 в 11.11.20

Масть треф наполнена духом первозданной природы и мифологическими жителями моря и суши. Так на трефовом тузе вольготно расположились сверху речные духи-стихии нереиды (хотя внешне они больше похожи на океанид), а внизу духи-стихии гор и долин. В качестве трефового короля выступает владыка морей Нептун, трефовая дама — его жена нереида Амфитрита. Морское семейство завершает валет, сын Нептуна и Амфитриты,  Тритон. Тритон трубит в свою раковину и управляет морскими волнами.

Снимок экрана 2016-08-18 в 11.12.58

Не частый персонаж изображен на трефовой десятке — это Латона или Лета, титанида родившая от Зевса известных нам по бубновой девятке близнецов Аполлона и Диану, которые также присутствуют на карте. Латона считается символом материнства, материнской любви и почитания детей. На двойной девятке сверху натянул свой лук Кентавр, а внизу играют и пьют Сатиры, эти божества показывают бурный нрав природных энергий. Известный мифологический персонаж изображен на трефовой восмерке — это бог врачевания и медицины Эскулап, в его образе мы видим человеческую руку иногда властную над сокрушительными силами природы. Заключает масть семерка и повелитель воздушной стихии Эол.

Снимок экрана 2016-08-18 в 11.12.21

Возможно данную колоду можно использовать как предсказательную систему. В XIX веке мифологические образы были хорошо известны любому обывателю и вызывали понятные ассоциации. В Российской Империи существовало как минимум два оригинальных мифологических оракула -«Киевская ворожея. Таинство олимпийских гаданий» 1877г. (карты не сохранились, по дошедшему описанию они изображали античные сюжеты стилизованные под современность) и «Интересные мифологические гадательные карты» 1899г. Одно из изображений из второго оракула:

Снимок экрана 2016-08-18 в 16.35.28

Источник колоды: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b10511057w?rk=21459;2

Автор

Евгения Устинова

Евгения Устинова

Заведующая лабораторий Victorian tarot