Minchiate Francesi/Minchiate de Poilly

Многие слышали про колоду Minchiate, даже сейчас можно встретить в магазине итальянские переиздания самой расширенной колоды таро с 40 козырями и любопытными фигурами. Компания Lo Scarabeo регулярно занимается выпуском ее переизданий. Но у этой колоды есть и еще одна переработка, не такая популярная французская колоды, информацию о которой практически невозможно встретить . Эту колоду переиздают только частые лица, на русском языке нет не одной статьи и кажется совсем скоро она может кануть в канон истории окончательно. Этой записью хочется отдать дань уважение колоде шедевру XVII века, которая повлияла на многие гадальные карты впоследствии.

Итальянская колода Minchiate была популярна во Флоренции, возможно во Францию она попала вместе со свитой Марии Медичи (1575 — 1642). Оригинальные правила игры XV века не дошли до наших дней, но традиция использовать колоду жила во Франции и Италии до 1930-х годов. Ниже представлена Флорентийская колода, созданная вручную:

По мнению ряда исследователей первые французские карты типа Манкиате были созданы для образовательных целей, а не для игральных. Они содержали 40 козырей, но на каждом из них было изображение и текст из истории, мифологии или библии:

Числовые карты практически полностью повторяют структуру классической флорентийской колоды и также содержат образовательные сведения. Масти поделены на разные части света — монеты — Африка, чаши — Персия, мечи — Греция, жезлы — Рим:

Также происходит переработка итальянских образов колоды в духе аллегорий и понятий XVII века. Minchiate Francesi. или Minchiate de Poilly был возможно создан гравером Франсуа де Пуайи (1623-93) и его тезкой сыном (1666-1741). Граверы создали также несколько колод с похожими гравюрами. 

Франсуа де Пуайи скорее всего создал 3 варианта колоды. Первый вариант колоды имеет 42 пронумерованных козыря, второй имеет 40 пронумерованных козырей и Момус в качестве ненумерованной карты и не имеет первой карты «Le Chaos», третий имеет 21 пронумерованный козырь и Момус в качестве ненумерованной карты. Первой колодой играли в игру недошедшую до нас. Вторая колода была для итальянской версии игры. Третья колода была создана для тарока. Порядок сюжетов для двух последних колод был изменен по сравнению с первой колодой, чтобы более близко походить на их итальянские аналоги. 

Первая версия колоды

Давайте рассмотрим более подробно структуру колоды:

98 карт с 42 козырями:

1-5 Космологические объекты (Хаос, Солнце, Луна, Звезда, Мир), 6-9 Элементы (Воздух, Земля, Вода, Огонь), 10-13 Возраст (Детство, Юнность,Зрелость, Старость), 14-18 Чувства (Вкус, Запах, Осязание, Зрение, Слух), 19-24 Добродетели (Благоразумие, Справедливость, Милосердие, Надежда, Сила, Слава / Суждение), 24-30 Боги (Меркурий, Вакх, Амур, Венера, Момус, Фортуна) 31-42 Месяца с Зодиаками (Январь, Февраль, Март, Апрель, Май, Июнь, Июль, Август, Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, Декабрь).

97 карт с 40 козырями и Момусом:

Момус, № 1-4 Боги (Меркурий, Вакх, Амур, Венера), № 5-9 Добродетели (Благоразумие, Милосердие, Справедливость, Надежда, Сила), № 10 Фортуна, № 11-14 Возраст (Старость, Зрелость, Юность, Младенчество), № 15-19 Чувства (Вкус, Осязание, Обоняние, Слух, Зрение), № 20-23 Стихии (Огонь, Земля, Вода, Воздух), № 24-35 Месяцы с зодиаками (Декабрь, Ноябрь, Октябрь, Сентябрь, Август, Июль, Июнь, Май, Апрель, Март, Февраль, Январь), № 36-39 космологические объекты (звезда, Луна, Солнце, Мир), № 40 Фама.

78 карты 21 козырь и Момус:

Момус, 1 Меркурий, 2 Амур, 3-8 добродетели и Фортуна (Надежда, Сила, Фортуна, Справедливость, Милосердие, Благоразумие), 9-12 возраста (Старость, Зрелость, Юность, Младенчество), 13-16 стихии (Вода, Огонь, Земля, Воздух), 17 Звезда, 18 Луна, 19 Солнце, 20 Слава/суд, 21 мир.

Особая карта в колоде — Момус, он повторяет вне классовость Шута в итальянских картах. Однако карта обращается к мифологическому образу имевшую огромную популярность. Момус или Мом в древнегреческой мифологии бог насмешки, злословия, критики. Момус — популярный персонаж в европейском театре XVII—XVIII веков — во Франции (Анри Демаре «Любовные похождения Мома»; 1695), в Англии (Дж. Драйдена «The secular masque»; 1700), в Германии (действующее лицо кантаты И. С. Баха «Состязание Феба и Пана»). Момус не столь безумен, как хитер и галантен.

Открывает колоду пантеон богов, интересен их состав — Меркурий, Амур, Венера и Бахус. Возможно такой выбор обусловлен галантной эпохой для которой характерны были легкие развлечения, флирт, игры, социальные контакты и развлечения.

Далее в колоде идет изображение Добродетелей, тут есть как кардинальные, так и христианские добродетели в лице Милосердия и Надежды. Интересно, что в колоде не нашлось места для Веры и Умеренности, возможно такой выбор также показывает настроение эпохи.

После зависящих от человека Добродетелей следует Фортуна, считается что ее изображение в данной колоде повлияло на иконографию из карт Мителли.

Следующая интересная группа это «Возраста», также как и другие карты эти образы содержат мифологические мотивы. Так на карте «Зрелость» изображен Ясон сражающейся с Драконом ради добычи Золотого руна. К сожалению другие фигуры мне пока не удалось проинтерпретировать. Любопытно, то что в колоде возраста идут в обратном порядке от старости к младенчеству.

Еще одна интересная группа редко встречающихся в картах, но широко представленная в барочном искусстве это «Чувства». 5 чувств представлены вновь в аллегорических изображениях из мифологии. Так на карте с изображением вкуса мы видим богиню садов Помону, а на карте с изображением запаха цветочную богиню Флору. Скорее всего на 16 карте с осязанием изображен Ганимед, возможно на 18 карте «Слух» на скрипке играет Орфей. Закрывает ряд «Чувств» Нарцисс на карте Зрение.

Карты с 4 стихиями также содержат изображение богов. На первой с огнем изображен Гефест, на карте с землей Кибела, карту с водой украшает жена Нептуна Амфитрита, воздух олицетворяет Юнона.

Далее следуют аллегории обозначающие месяца, на каждой карте изображен знак зодиака соответствующий месяцу.

Завершают колоду классические космологические карты — звезда с изображением Астреи, Луна с изображением Дианы и Солнце с изображением Аполлона.

Также по итальянскому образцу в колоде последними картами идут «Мир» и «Слава». На карте мир изображен младенец на шаре с часами, возможно это аллегория нового года или молодого еще Кроноса. На карте «Слава» богиня Фама.

Все колоды имеют одинаковые 56 карт с французскими мастями, причем каждая масть связана с континентом: пиковая Африка, червонная Европа, трефовая Америка, бубновая Азии. 

Один из важнейших вопросов связанных с данными картами это внешний вид числовых карт, к сожалению в архивах французской национальной библиотеки не сохранилось числовых карт, но судя по другим архивам они были внешне такие же как привычные нам игральные карты и не имели тонкой эстетики козырей и придворных карт.

Возможно сейчас колода забыта, но она оказала мощное влияние на культуру карт и оракулов. Так считается что Эттейла при создании своей уникальной колоды брал некоторые сюжеты из нее. К примеру обе колоды начинаются с карты Хаос, которой нет в других колодах.

Детальный анализ колоды можно найти тут.

Автор

Евгения Устинова

Евгения Устинова

Заведующая лабораторий Victorian tarot