Le petit oracle des dames. История колоды

Я долго готовилась к описанию колоды «Le petit oracle des dames», потому как к этой колоде практически нет хорошей русскоязычной инструкции.

В одной из книг Е. Колесов делает описание оракула и приводит следующую историю его создания:

Имя художника неизвестно, а напечатал колоду Батист Поль Гримо, фирма которого процветает и по сей день. Однако персонажи, изображенные на этих картах, не считая, античных богов и богинь, одеты по донаполеоновской моде (воротнички «отцеубийца», «посольские» жабо у мужчин, «вольтеровские чепцы у женщин и т.п.), из чего можно заключить, что первоначально эта колода возникла в эпоху Директории (1795-1799), а потом предприимчивый Гримо, найдя старый экземпляр, успешно перепечатал его в 1850-м году.

Скорее всего колода малого дамского оракула была создана синтетически на основе нескольких популярных в последнее десятилетие XVIIIв. гадательных систем. На картах одновременно можно увидеть иконографию большой колоды Эттейллы (Египетское таро Эттейллы) вышедшей в 1790г. и колоды «L’Avenir Devoilé» этого же периода, а также скорее всего следы других похожих оракулов.

Возможно при воссоздании колоды Гримо корректировал количество карт и их расположение. Так в 2006 году на аукционе Кристи были проданы карты похожие на дамский оракул, но имеющие все двойные картинки на картах и 51 карту:

Можно говорить о том, что изначальное сочетание карт до нас не сохранилось и мы имеем переработанный набор из 42 карт, в состав которых входят 74 картинки. Часть карт имеет одно изображение, большинство карт содержат два изображения, зеркально перевернутых друг к другу.

Так как карты содержат сюжетные отсылки к колоде Жана-Батиста Альетта (псевдоним Эттейлла, 1738-1791), то авторство этой колоды приписывают создателю первой структурированной предсказательной системы на игральных картах. 

По структуре колода делиться на три категории карт:

  1. Золотой век — важные глобальные процессы и ситуации (1-7 карты).
  2. Серебрянный век — добродетели и пороки (8-14 карты).
  3. Брозновый век — житейские ситуации (15-42 карты).

Такое деление соответствует представлению людей эпохи просвещения, которые переосмысляли историю человечества через древних греческих авторов и пытались встроить их мифологические модели в современную мир. Также, такое деление соответствует разделению в Египетском таро Эттейллы, где карты имеют разделение на — первые дни творения, Аристотелевы добродетели и события жизни человека.

Термины «золотой», «серебряный» и «бронзовый» века встречаются в трудах Гесиода и Виргилия. Следующее определение этим периодам можно встреть у Гесиода в поэме «Труды и дни», в качестве оформления представлены фрески Пьетро да Кортона (1596-1669):

Живущие на светлом Олимпе бессмертные боги первый род людской создали счастливым; это был золотой век. Бог Крон правил тогда на небе. Как блаженные боги, жили в те времена люди, не зная ни заботы, ни труда, ни печали. Не знали они и немощной старости; всегда были сильны и крепки их ноги и руки. Безболезненная я счастливая жизнь их была вечным пиром. Смерть, наступавшая после долгой их жизни, похожа была на спокойный, тихий сон. Они имели при жизни все в изобилии. Земля сама давала им богатые плоды, и не приходилось им тратить труд на возделывание полей и садов. Многочисленны были их стада, и спокойно паслись они на тучных пастбищах. Безмятежно жили люди золотого века. Сами боги приходили к ним советоваться. Но золотой век на земле кончился, и никого не осталось из людей этого поколения. После смерти люди золотом века стали духами, покровителями людей новых поколений. Окутанные туманом, они носятся по всей земле, защищая правду и карая зло. Так наградил их Зевс после их смерти. Второй людской род и второй век уже не были такими счастливыми, как первый. Это был серебряный век. Не были равны ни силой, ни разумом люди серебряного века людям золотого. Сто лет росли они неразумными в домах своих матерей, только возмужав, покидали они их. Коротка была их жизнь в зрелом возрасте, а так как они были неразумны, то много несчастий и горя видели они в жизни. Непокорны были люди серебряного века. Они не повиновались бессмертным богам и не хотели сжигать им жертвы на алтарях, Великий сын Крона Зевс уничтожил род их на земле. Он разгневался на них за то, что не повиновались они богам, живущим на светлом Олимпе. Зевс поселил их в подземном сумрачном царстве. Там и живут они, не зная ни радости, ни печалей; им тоже воздают почести люди.Отец Зевс создал третий род и третий век — век медный. Не похож он на серебряный. Из древка копья создал Зевс людей — страшных и могучих. Возлюбили люди медного века гордость и войну, обильную стонами. Не знали они земледелия и не ели плодов земли, которые дают сады и пашни. Зевс дал им громадный рост и несокрушимую силу. Неукротимо, мужественно было их сердце и неодолимы их руки. Оружие их было выковано из меди, из меди были их дома, медными орудиями работали они. Не знали еще в те времена темного железа. Своими собственными руками уничтожала друг друга люди медного века. Быстро сошли они в мрачное царство ужасного Аида. Как ни были они сильны, все же черная смерть похитила их, и покинули они ясный свет солнца. Лишь только этот род сошел в царство теней, тотчас же великий Зевс создал на кормящей всех земле четвертый век и новый род людской, более благородный, более справедливый, равный богам род полубогов-героев. И они все погибли в злых войнах и ужасных кровопролитных битвах. Одни погибли у семивратных Фив, в стране Кадма, сражаясь за наследие Эдипа. Другие пали под Троей, куда явились они за прекраснокудрой Еленой, переплыл на кораблях широкое море. Когда всех их похитила смерть, Зевс-громовержец поселил их на краю земли, вдали от живых людей. Полубоги-герои живут на островах блаженных у бурных вод Океана счастливой, беспечальной жизнью. Там плодородная земля трижды в год дает им плоды, сладкие, как мед.

Последний, пятый век и род людской — железный. Он продолжается и теперь на земле. Ночью и днем, не переставая, губят людей печали и изнурительный труд. Боги посылают людям тяжкие заботы. Правда, к злу примешивают боги и добро, но все же зла больше, оно царит всюду. Не чтут дети родителей; друг не верен другу; гость не находит гостеприимства; нет любви между братьями. Не соблюдают люди данной клятвы, не ценят правды и добра. Друг у друга разрушают города. Всюду властвует насилие. Ценятся лишь гордость да сила. Богини Совесть и Правосудие покинули людей. В своих белых одеждах взлетели они на высокий Олимп к бессмертным богам, а людям остались только тяжкие беды, и нет у них защиты от зла.

Значение карт. Золотой век

Значение карт. Серебрянный век

Значение карт. Бронзовый век

Описание оракула «L’Avenir Devoilé»

В описании системы использовались:

Куманяева Н. — Подлинное Таро Эттейлы

Е. Колесов «Большая книга гаданий»

Автор

Евгения Устинова

Евгения Устинова

Заведующая лабораторий Victorian tarot