Le jeu du destin antique

В истории оракулов есть много белых пятен — есть колоды от которых остались одни лишь описания или же полные колоды со стертыми именами создателей. Также существует очень много колод, которые хранятся у кого-то в забытье, и иногда переиздаются, получая вторую жизнь. Правда не всегда их язык становится понятным современникам. Оракул Le jeu du destin antique, переизданный компанией Piatnik, имеет как раз такую историю.

Скорее всего первая колода карты «Le jeu de destin antiqe» вышла в Парижском издательстве Grimaud et Chartier не ранее 1865 года, точной даты выхода колоды мне найти не удалось. Вот так выглядело одно из ранних изданий колоды:
Возможно карты выходили ранее, так как на каждой фигурной карте стоит подпись Maurin, вероятно это автограф гравера Maurin Antoine (1793-1860). Человек создавший эту колоду также остается в тени, но начиная с 1868 года к карте прилагалась книжка с описанием древней истории, основных значений карт и способов гадания описанная Эженом д’Ауриаком (Eugène d’Auriac). Эжен д’Ауриак (1815-1891) был писателем, который специализировался на исторических книгах, биографических очерках и путеводителях, также он публиковал рассказы, был журналистом в нескольких периодических изданиях. Одно время он занимал пост заместителя куратора отдела печати Королевской библиотеки.
Благодаря трудам д’Ауриак карты созданные для легкомысленного дамского развлечений наполнились историей древнего мира. И рядом с Юдифью, привычной по французской карточной традиции, на картах появляется Клеопатра.
Скорее всего колода имела хождение во Франции и соседних странах. После издания 1868 года, были выпуски колоды в 1898 и 1914 годах. Скорее всего после первой мировой войны Grimaud прекращает издание колоды. Она издается в качестве репринтного издания  в 1986 году австрийской фирмой Piatnik.
При печати этой колоды издательство совершает ошибку и вместо инструкции к оригинальным французским картам издает инструкцию по гаданию на 32 игральных картах, которая не подходит для интерпретации этой многогранной колоды. На картах по мимо игральной масти также содержатся номер карты, большая сюжетная картина и малая аллегория в правом углу. После этого репринта колода не стала пользоваться успехом у гадающих.
В 2002-2004 годах в Испании издательство Lo Scarabeo начало выпуск серии журналов по оракульным системам, где раз в месяц выходил журнал с описанием колоды и карты. В том числе под названием «Antico gioco del destino» выходит колода Le jeu du destin antique. Дизайн колоды становится  не много более ярким и добавляют по ключевому слову к каждой карте, через, которые можно открыть суть центральной аллегории, изображенной на карте.
Перевод ключевых слов карт:
Особенный интерес в колоде представляют фигурные карты. Так в правом верхнем углу у каждой из карты изображен знак зодиака, который в гадании дает указание на временной промежуток решения интересующего вопроса в пределах года.

Во Франции начиная с XVI века существовала традиция обозначения фигурных карт, по книги Р. Плейса «Алхимия и Таро»:

В знак признания их связи с литературой романса XV века французские карты двора помечались именами выдающихся фигур истории и мифологии. Королями были Цезарь (бубны), Карл Великий (черви), Давид (пики) и Александр Великий (трефы). Они представляли четыре великие цивилизации — римскую, христианскую, иудейскую и греческую. Королевами были библейские Рахиль (бубны) и Юдифь (черви), греческая богиня Афина Паллада (пики) и римская царица Аргина (трефы). Валетами же были присвоены имена знаменитых рыцарей: бубнам Гектор, герой «Илиады»; червам — Ла Гир, полководец Жанны д’Арк; пикам Ожье, рыцарь Карла Великого; трефам — Ланселот.

Но создатели Le jeu du destin antique решили пересмотреть традиционный уклад фигурного ряда и, оставив привычных королей, изменили дам на значимых для королей дам своей эпохи, а валетов сделали знаменитыми последователями королей. Благодаря такой замене фигурные карты очень точно смогли отразить полноту социальных и семейных отношений между людьми.

На карте изображен Карл Великий (742/747/748 — 814гг.) — король франков, король лангобардов, герцог Баварии, император Запада. Великий и могущественный завоеватель стоит рядом с глобусом. Его образ символизируют власть и доминирование.
Рядом с Карлом Великим изображена его жена Хильдегарда из Винцгау (758 — 783гг.). Карта символизирует терпение, которое без всякого сомнения было необходимо жене великого завоевателя.
В качестве валета завершает средневековый цикл Роланд. Роланд — знаменитейший из героев французских эпических сказаний цикла Карла Великого, маркграф Бретонской марки. Эпический герои отвечает за контроль.
 В образе трефового короля также представлен великий полководец — Александр Македонский (356-323гг. до н.э.), удивительно но самый успешный полководец античного мира символизирует не власть, а приспособление и адаптацию к условиям.
В качестве дамы на карте изображена любимая жена Александра Роксана (ок. 342 — 309гг. до н. э.) — бактрийская княжна. Дама изображает страсть из-за которой великий полководец женился на Роксане не смотря на то, что она в этот момент была пленная рабыня.
Трефовым валетом становится Пердикка (365 — 321гг. до н. э.) — друг и сподвижник Александра Великого, один из диадохов, регент империи после смерти Александра. Он символизирует поиск.
Продолжает ряд великих полководцев Гай Юлий Цезарь (100 — 44гг. до н. э.) — древнеримский государственный и политический деятель, полководец, писатель. Его образ полон жестокости и гнева.
В качестве спутницы Цезаря выбрана его возлюбленная — последняя царица Египта Клеопатра (69-30гг. до н. э.). Карта с ее изображение показывает царское достоинство и гордость.
Непростой исторический персонаж попал на данную карту — Марк Лициний Красс (114 — 53гг. до н. э.) — древнеримский полководец и политический деятель, консул, участник Первого триумвирата, один из богатейших людей своего времени. Красс отличался большой независимостью, что и показывает данная карта.
Царь Давид встречает нас в образе пикового короля. Давид — второй царь Израиля. В Ветхом Завете описаны многочисленные походы и завоевания царя, который правил сорок лет. Его образ символизирует амбиции.
Пиковая дама, в отличии от остальных дам в колоде, не была женой или возлюбленной короля. Юдифь персонаж из Ветхого Завета — она вдова, спасшая свой родной город от нашествия ассирийцев. После того, как войска ассирийцев осадили  город, она нарядилась и отправилась в лагерь врагов, где привлекла внимание полководца Олоферна. Когда он напился и заснул, она отрубила ему голову и принесла её в родной город, который таким образом оказался спасен. Карта символизирует строгость.
 Завершает фигурный ряд Авессалом — третий сын Давида, который за бесчестие сестры Фамари убил единокровного брата Амнона, позже восстал против отца, был разбит, во время бегства запутался длинными волосами в ветвях дерева и был убит. Карта показывает непостоянство.

Также на картах содержаться аллегорические изображения богов:

Юпитер — червонная десятка.

Сатурн — трефовая десятка.

Марс — бубновая десятка.

Меркурий — пиковая десятка.

Юнона — червонная девятка.

Венера — трефовая девятка.

Церера — бубновая девятка.

Луна — пиковая девятка.

После божественного мира на картах представлены следующие аллегории:

Первосвященник — червонная восьмерка.

Ангел — трефовая восьмерка.

Император — бубновая восьмерка.

Рабыня — пиковая восьмерка.

Безумное вдохновение — червонная семерка.

Отшельник — трефовая семерка.

Победитель — бубновая семерка.

Оруженосец — пиковая семерка.

Отдельной группой выделяют изображения на тузах:

Червонный туз -воздушная стихия, время года весна, небесная сфера.

Трефовый туз — стихия земли, материальная сфера, время года лето.

Бубновый туз — отражает стихию мыслей, время года осень.

Пиковый туз — снова указывает на стихию земли, время года зима. Завершение цикла.

Автор

Евгения Устинова

Евгения Устинова

Заведующая лабораторий Victorian tarot