Имена французских фигурных карт

Когда берешь в руки традиционную французскую колоду игральных карт из 32 карт, то невольно взгляд останавливается на фигурных картах. Дело в том, что они все имеют подписи и за каждым символическим именем стоит серьезный исторический или библейский персонаж. Во многом именно этот паттерн стал точкой старта для других стилей, к примеру Атласной колоды. В этой статье я предлагаю разобрать причины появления этих персонажей в традиционной французской колоде.

Первые игральные карты пришли во Францию из Италии и Германии в последней четверти XIV века. Основными городами в которых производились игральные карты во Франции были Париж, Леон и Руана. Именно там были разработана система карточных мастей для печати которых использовалось всего два цвета — черный и красный. Такой способ печати экономил краски и делал карты более доступными для всех слоев общества. Также довольно рано появилась традиция давать имена изображенным персонажам на фигурных картах.

Карты из Леона 1485-1496 годов

Йохан Хейзинга в своей книге «Осень средневековья» пишет о важности рыцарского идеала в средние века и основные исторические образы, которые помогают их формированию, именно эти образы можно увидеть на картах:

Карты из Леона 1475-1499 годов.

Стремление к рыцарской славе и чести неразрывно связано с почитанием героев; средневековый и ренессансный элементы сливаются здесь воедино. Жизнь рыцаря есть подражание. Рыцарям ли круглого стола или античным героям — это не столь уж важно. Так, Александр со времен расцвета рыцарского романа вполне уже находился в сфере рыцарских представлений. Сфера античной фантазии все еще неотделима от легенд круглого Стола. В одном из своих стихотворений король Рене видит пестрое смешение надгробий Ланселота, Цезаря, Давида, Геркулеса, Париса, Троила, и все они украшены их гербами. Сама идея рыцарства считалась заимствованной у римлян.

Славные похождения Александра Великого

В комментарии к книге от Дмитрия Харитоновича, можно встретить многих карточных героев:

В Средние века, особенно в позднем Средневековье, образцами рыцарства считались герои цикла преданий о Карле Великом, персонажи романов об Артуре (Ланселот, Гавейн, или Валевейн, и др.), Александр Македонский, некоторые персонажи античной мифологии, например Геракл, а также герои Троянской войны. Поэма Гомера не была известна на средневековом Западе (кроме школьной ее переработки, так называемого латинского Гомера), но поздние латинские произведения на темы Троянской войны, дошедшие до нас под именем Дарета Фригийца и Диктиса, породили начинаяc XII в. множество Романов Трое. В них совершенно в рыцарском духе в чисто феодальной обстановке действуют Гектор, Ахилл, Парис, не имеющие ничего общего с героями Илиады.

Давайте теперь познакомимся с королями из привычного для нас паттерна, сразу оговорюсь, что образы в течение XIV — XVIII веков изменялись.

Трефовый король — Александр Великий

В образе трефового короля представлен великий полководец — Александр Македонский (356-323гг. до н.э.).

Образ Александра Македонского был черезвычайно популярный с XIII века, когда появилось большое количество романов и поэм. Его образ практически никак не связан с историческим прототипом и описывается как идеальный рыцарь.

Пиковый король — царь Давид

Царь Давид встречает нас в образе пикового короля. Давид — второй царь Израиля. В Ветхом Завете описаны многочисленные походы и завоевания царя, который правил сорок лет.

Бубновый король — Цезарь

Продолжает ряд великих полководцев Гай Юлий Цезарь (100 — 44гг. до н. э.) — древнеримский государственный и политический деятель, полководец, писатель.

Червонный король — Карл Великий

На карте изображен Карл Великий (742/747/748 — 814гг.) — король франков, король лангобардов, герцог Баварии, император Запада. Великий и могущественный завоеватель.

Обратимся вновь к работе Хейзинга, что бы увидеть как появились женские персонажи и валеты:

девять бесстрашных или les neuf preux

Столь же нераздельны рыцарские и ренессансные элементы в культе девяти бесстрашных, «les neuf preux». Эта группа из девяти героев: трех язычников, трех евреев и трех христиан — возникает в сфере рыцарских идеалов; впервые она встречается в «Voeux du раоn» («Обете павлина») Жака де Лонгийона примерно около 1312 г. Выбор героев выдает тесную связь с рыцарским романом: Гектор, Цезарь, Александр, Иисус Навин, Давид, Иуда Маккавей — Артур, Карл Великий, Готфрид Бульонский. От своего учителя Гийома де Машо эту идею перенимает Эсташ Дешан; он посвящает немало своих баллад этой теме. По-видимому, именно он, удовлетворив необходимость в симметрии, которой столь настоятельно требовал дух позднего Средневековья, добавил девять имен героинь к девяти именам героев. Он выискал для этого у Юстина и в других источниках некоторые, частью довольно странные, классические персонажи: среди прочих — Пентесилею, Томирис, Семирамиду — и при этом ужасающе исказил большинство имен.

женская версия les neuf preux

Дешан, однако, расширил этот образ не только тем, что добавил женские имена. Он связал почитание доблести древних со своим собственным временем; поместив такое почитание в сферу зарождавшегося французского воинского патриотизма, он добавил к девяти отважным десятого: своего современника и соотечественника Бертрана дю Геклена. Казалось бы, следовало ожидать, что десятой героиней будет провозглашена Жанна д’Арк. В XV столетии ей действительно приписывали этот ранг. Луи де Лаваль, неродной внук дю Геклена и брат боевых сподвижников Жанны, поручил своему капеллану Себастьену Мамеро написать историю девяти героев и девяти героинь, добавив десятыми дю Геклена и Жанну д’Арк. Однако в сохранившейся рукописи этого труда оба названных имени отсутствуют, и нет никаких признаков, что мнение относительно Жанны д’Арк вообще имело успех. Что касается дю Геклена, национальное почитание воинов-героев, распространяющееся во Франции в XV в., в первую очередь связывалось с фигурой этого доблестного и многоопытного бретонского воина. Всевозможные военачальники, сражавшиеся вместе с Жанной или же против нее, занимали в представлении современников гораздо более высокое и более почетное место, чем простая крестьянская девушка ив Домреми. Многие и вовсе говорили о ней без всякого волнения и почтения, скорее как о курьезе.

Давайте познакомимся с 4 легендарными дамами, их образ многократно менялся, как и отношения с королями, так как существуют колоды в которых 4 дамы отражают жен великих королей.

Пиковая дама или Паллада

Образ пиковой дамы многократно менялся, традиционный для Франции образ дамы пик — это Паллада. В мифологии Паллада была молочной сестрой Афины и они дружили в детстве, но случился конфликт и Паллады не стало. В память о подруге Афина взяла ее имя. Дама пик Паллада — это дама-воительница, облаченная в мужские одежды, стратег, мудрец, покровительница городов и искусств, и снова сильный женский образ, отличающийся от всех остальных дам. Как и Диана, Афина относится к богиням девственницам и опять у дамы пик нет партнерских отношений, зато очень интересный характер.

Трефовая дама — загадочная Аргина

Основная загадка трефовой дамы это ее имя, традиционно ее называют Аргина (фр. Argine). Все фигурные карты имеют свои исторические прототипы, но эта дама единственная имеющая лишь ряд гипотез о происхождении своего имени. Первая гипотеза опирается на семантику и предполагает, что Argine это анаграмма латинского слова Regina (королева). Другая теория обращается к мифологии, где пытается найти героиню с таким именем, но кроме скандинавского эпоса, где подобное имя носит герой победивший амазонок, мы нигде его не встречаем. Иногда образ трефовой дамы открывают через трефового валета, известно что он носит имя рыцаря круглого стола Ланселота и имел даму сердца прекрасную королеву Гвиневру. Гвиневра в свою очередь была женой короля Артура и далее следует неоднозначная трактовка их отношений с Ланселотом. Однозначно можно сказать, что королева Гвиневра была прекрасной дамой для Ланселота, он служил ей, совершал подвиги, сочинял стихи. После смерти короля Артура Гвиневра отвергает ухаживания Ланселота и уходит в монастырь. Возможно трефовая дама не имеет имени специально чтобы представлять из себя идеал Прекрасной дамы средневековья? Прекрасная дама регулярно меняла свой облик в истории Франции, фаворитки и любовницы королей становились Аргинами в колодах своего времени. В разное время ими были Диана де Пуатье, Марион Делорм и многие другие известные на любовном фронте женщины своей эпохи.

Бубновая дама — Рахиль

Рахиль самый древний персонаж из дам игральной колоды, одна из женщин описанных в Ветхом завете. Она была одной из жен патриарха Иакова. Одна из любимых историй эпохи романтизма это пересказ на полотнах великих художников истории о том как Иаков 14 лет добивался брака с Рахиль и его обманом женили на ее старшей сестре Лии. После заключения брака Рахиль покидает родительский дом, но не с пустыми руками а забрав с собой изображение божества, за что навлекает на себя преследование семьи. Позже образ Рахиль, забирающей ценность будут, отождествлять со скупостью и любовью к деньгам, возможно из-за этого факта она стала королевой монет, которые потом эволюционировали в бубновую масть. Рахиль умирает при родах сына Вениамина и считается проматерью еврейского народа, она жертвует собой ради своих детей и хранит еврейский народ до сих пор. Могила Рахиль сохранилась в Вифлееме и считается святыней для иудаизма, христианства и ислама.

Червонная дама — Юдифь

Юдифь была очень красивой женщиной, вдовой, она жила в иудейском городе на которой пошли войной ассирийские захватчики. Что бы спасти родной город она прокралась в лагерь врага пообещав провести войско в город самым простым путем и пленила своей красотой ассирийского полководца Олоферна. Вечером Юдифь напоила Олоферна вином и как только он заснул отрубила ему голову. Положив голову в сосуд, она вернулась в родной город и велела вывесить голову на крепостную стену. После кончины полководца ассирийцы были побеждены.  Начиная с эпохи Возрождения образ Юдифь пользовался чрезвычайной популярностью в искусстве и имел как героические, так и эротические интерпретации. Она была храброй патриоткой и могла вызывать только восхищение. В традициях Марсельского таро образ Юдифь связан с королевой кубков и считается, что в ее кубке хранится голова Олоферна.

Средневековая миниатюра с изображением рыцарей

Осталась история с валетами, которые отражают доблестные рыцарские образы:

Пиковый валет — Ожье

Ожье Датчанин известный также как Ожье Арденнский — один из героев французских эпических сказаний, в том числе цикла о деяних Карла Великого, где Ожье представлен как один из мятежных соратников императора. Из-за неверной интерпретации перевода Датчанин с XVI века становится легендарным «основателем датского государства», воспринимаясь как историческое лицо и народный герой Дании.

Трефовый валет — Ланселот

Ланселот Озёрный один из самых популярных рыцарских образов. Он принимает активное участние в легендах о короле Артуре и основанных на них рыцарских романах — знаменитейший из рыцарей Круглого стола. Сюжет Ланселота составляют чудесное воспитание Девой Озера, многочисленные перипетии его любви к королеве Гвиневре — супруге короля Артура, тщетное его участие в поисках святого Грааля, добыть который ему препятствует тяготеющий над ним грех прелюбодеяния, магические чары ложной Гвиневры, зачатие им чистого от греха Галахада, овладевающего Граалем, покаяние и смерть Ланселота.

Бубновый валет — Гектор

Образ Гектора вызывает вопросы, так как под этим именем существует герой из греческого эпоса и брат Ланселота. Скорее всего был изображен Гектор де Марэ.

Червонный валет — Этьен де Виньоль

Этьен де Виньоль, более известный под прозвищем Ла Гир французский полководец эпохи Столетней войны, соратник Жанны д’Арк.

Выше представлена колода XVI века в которой частично совпадают обозначение королей и дам, валеты в этой колоде не подписаны.

А тут перед нами различные пиковых короли из старинных французских колод, разброс имен самый разнообразный, включая мифологические персонажи. Можно сказать, что устойчивая сетка обозначений опиралась на описанные выше образы, но окончательно кристаллизовалась лишь к XVII веку.

Парижский паттерн

Чаще всего сейчас во французских игральных картах используется «Парижский шаблон», который был создан в середине XVII-го века на основе карт художника Гектора де Труа.

Карты «Le Petit Cartomancien»

Парижский карточный паттерн можно встретить на многочисленных гадальных картах и оракулах выпускаемых во Франции с конца XVIII века, к примеру в малом Эттейлле.

Карты выпускаемые фирмой Grimaud с 1855 года

Игральные карты для пикета имеют более «современную» версию представленной выше колоды с переработанным зеркальным изображением фигурных карт.

Революционные игральные карты 1793 года

Вместе с исчезновением монархии в годы Великой Французской революцией с карт исчезают также привычные королевские фигуры. Фигуры становятся аллегориями добродетелей или олицетворением революционных идей, иногда они отражают карикатуры или показывают античных богов. Но в правление Наполеона привычные королевские образы возвращаются.

Игральные карты 1811 года, вновь вернулись короли

Обзор эволюции французских фигурных карт короли, дамы и валеты.

Автор

Евгения Устинова

Евгения Устинова

Заведующая лабораторий Victorian tarot