Великая французская революция привела к изменениям в оформлении игральных карт — привычные фигурный ряд из королей и дам был свергнут и заменен на аллегории. Кроме аллегорий на картах появились боги и герои из античного мира. Они и ранее встречались на игральных картах, но как правило это были образовательные карты, а не игральные. Мода на изображения пантеона греческих и римских богов распространилась из Франции по всей Европе. Особенно активно выпускались карты с изображением богов в первые десятилетия XIX века.
Интересно, что мода на карты с античными богами и героями пришла в Российскую империю только в последней трети XIX века и в форме не игральных карт, а инструмента для предсказания судьбы. Возможно появлению таких карт способствовало развитие системы образования, так в гимназиях в обязательном порядке изучалась история древнего мира, греческая философия и мифология. Язык и символизм божественных образов стал доступен более широким слоям общества.
Киевская ворожея: Таинство олимпийских гаданий на картах
В 1877 году в Москве (тип. Ф. Иогансона) выходит книга в которой содержатся оригинальные гадательные карты. К сожалению история не сохранила имена авторов этой методики и художников колоды. Интересно, что уже в следующем году книга переиздается в расширенной версии и авторство карт приписывается некой гречанке Эрминии (“Киевская ворожея, или Зерцало волшебных открытий: Древн. и соврем. способы гаданий для всех желающих узнавать свое будущее: Золотая угадчица или Новооткрытое таинство древн. олимп. гадания на все случаи жизни на колоде карт, сост. из 36 фигур, превосходно отпеч. красками : В 4 ч. / Соч. гречанки Эрминии” — Москва : тип. Ф. Иогансон, 1878).
В предисловии книги говорится:
“Чтобы угодить всем молодым людям и помочь им в успехе гаданий, а главное, чтобы заинтересовать всех новым способом узнавать будущие, мы приобрели нового рода карты мифологического значения, открытых в египетских катакомбах, столь же знаменитых как — таро Гермеса Трисмегиста. Для того, чтобы доступнее было гадать каждому, мы переделали рисунок каждой карты, сохраняя тождественность идеи и оригинальность настоящего содержания карт. Кроме того, мы прибавляем на каждом рисунке по изображению соответствующей игорной карты для тех, кто этого бы пожелал.”
Сейчас довольно сложно определить какие именно мифологические карты стали прообразом колоды. Упоминание и распространение системы, называемой в наше время “Египетская пифия”, произошло благодаря привязке 36 богов и героев к системе игральных карт. Можно было делать расклад не имея редких специальных карт.
Какими же были эти карты? Скорее всего если бы мы увидели их сейчас, то никак бы не соотнесли их с мифологией и Древнем миром. Художники взяли архетипичные божественные образы и перенесли их в современную им реальность. Вулкан стал русским кузнецом, Аполлон музыкантом в окружении различных произведений искусств, Церера стала юной крестьянкой и т.д.
К картам прилагался универсальный крестообразный расклад. 1 — карта спрашивающего;
2 — карта связи с прошлым;
3 — карта связи с настоящим;
4 — карта связи с будущим;
5 — карта связи с интересом;
6 — прошлое;
7 — настоящее;
8 — будущее;
9 — интерес.Карты-связи выражают средства, связи, препятствия и прочих посредников между спрашивающим и картами будущего, прошлого, настоящего и интереса. Это могут быть как свойства или события, так и люди.
Значение карт:
Тузы
Пиковый Сатурн — время, разрушитель, старец.
Трефовый Меркурий — промышленник, торговец, краснобай.
Бубновый Вулкан — кузнец, горнозаводчик, горное дело.
Червонный Бахус — погребщик, винодел, виноторговец, пьяница.
Короли
Пиковый Юпитер — гром, небо, начальник, строгость.
Трефовый Нептун — морской путь, моряк.
Бубновый Аполлон — искусство, науки, солнце, просвещения.
Червонный Марс — воин, военное искусство, храбрость.
Дамы
Пиковая Миневра — мудрость, девственность, защита.
Трефовая Церера — хлеб, хлебопашество, выгодное дело.
Бубновая Венера — красота, любовь.
Червонная Диана — Луна, охота.
Валеты
Пиковый Момус — шутка, шутник, дурачок, смех.
Трефовый Эскулап — врачевание, лекарь, болезнь.
Бубновый Вертумн — перемена погоды, плодоводство, лесничий.
Червонный Сатир — лес, лесной промысел, безобразия.
Десятки
Пиковая Юнона — злоба, месть.
Трефовая Веста — невинность, охота.
Бубновая Флора — цветы, удовольствие, радость.
Червонная Цибела — земля, крепость, движение, роженица.
Девятки
Пиковая Гименей — жених, брак, защитник.
Трефовая Фемида — правосудие, справедливость, беспристрастность.
Бубновая Фортуна — счастье, слепота.
Червонная Ганимед — слуга, гостеприимство.
Восьмерки
Пиковая Фурия — жестокость, сварливая женщина.
Трефовая — разлука.
Бубновая Ириса — горничная, радуга, письмо.
Червонная — свидание.
Семерки
Пиковая — печаль.
Трефовая — потеря.
Бубновая — разговор.
Червонная — надежда.
Шестерки
Пиковая Янус — мудрец, предусмотрительность, управление.
Трефовая Тантал — мучение, необходимость, голод и жажда.
Бубновая Термин — дорога, верста, надзор.
Червонная Эол — ветер, опасность, простуда.
Интересно, что система “Египетской пифии” нашла отражение в цикле произведений Бориса Акунина о приключениях Эраста Фандорина. Из книги «Пиковый валет»:
Имен за последние годы переменил столько, что первоначальное, с каким появился на свет, стало забываться. Сам себя давно уже называл Момусом.
«Момус» — это древнегреческий насмешник и злопыхатель, сын Никты, богини ночи. В гадании «Египетская пифия» так обозначается пиковый валет, карта нехорошая, сулящая встречу с глумливым дурачком или злую шутку фортуны.
Карты Момус любил и даже глубоко чтил, однако в гадания не верил и вкладывал в избранное имя совсем другой смысл.
Всякий смертный, как известно, играет в карты с судьбой. Расклад от человека не зависит, тут уж как повезет: кому достанутся одни козыри, кому — сплошь двойки да тройки. Момусу природа сдала карты средненькие, можно сказать, дрянь картишки, — десятки да валеты. Но хороший игрок и с такими посражается.
Опять же и по человеческой иерархии на валета высвечивало. Оценивал Момус себя трезво: не туз, конечно, и не король, но и не фоска. Так, валетик. Однако не какой-нибудь скучный трефовый, или добропорядочный бубновый, или, упаси боже, слюнявый червовый, а особенный, пиковый. Пика — масть непростая. Во всех играх самая младшая, только в бридж-висте кроет и трефу, и черву, и бубну. Вывод: сам решай, в какую игру тебе с жизнью играть, и твоя масть будет главной.