Египетская пифия

Великая французская революция привела к изменениям в оформлении игральных карт — привычные фигурный ряд из королей и дам был свергнут и заменен на аллегории. Кроме аллегорий на картах появились боги и герои из античного мира. Они и ранее встречались на игральных картах, но как правило это были образовательные карты, а не игральные. Мода на изображения пантеона греческих и римских богов распространилась из Франции по всей Европе. Особенно активно выпускались карты с изображением богов в первые десятилетия XIX века.

Интересно, что мода на карты с античными богами и героями пришла в Российскую империю только в последней трети XIX века и в форме не игральных карт, а инструмента для предсказания судьбы. Возможно появлению таких карт способствовало развитие системы образования, так в гимназиях в обязательном порядке изучалась история древнего мира, греческая философия и мифология. Язык и символизм божественных образов стал доступен более широким слоям общества.

Киевская ворожея: Таинство олимпийских гаданий на картах

В 1877 году в Москве (тип. Ф. Иогансона) выходит книга в которой содержатся оригинальные гадательные карты. К сожалению история не сохранила имена авторов этой методики и художников колоды. Интересно, что уже в следующем году книга переиздается в расширенной версии и авторство карт приписывается некой гречанке Эрминии (“Киевская ворожея, или Зерцало волшебных открытий: Древн. и соврем. способы гаданий для всех желающих узнавать свое будущее: Золотая угадчица или Новооткрытое таинство древн. олимп. гадания на все случаи жизни на колоде карт, сост. из 36 фигур, превосходно отпеч. красками : В 4 ч. / Соч. гречанки Эрминии” — Москва : тип. Ф. Иогансон, 1878).

ris07

В предисловии книги говорится:

“Чтобы угодить всем молодым людям и помочь им в успехе гаданий, а главное, чтобы заинтересовать всех новым способом узнавать будущие, мы приобрели нового рода карты мифологического значения, открытых в египетских катакомбах, столь же знаменитых как — таро Гермеса Трисмегиста. Для того, чтобы доступнее было гадать каждому, мы переделали рисунок каждой карты, сохраняя тождественность идеи и оригинальность настоящего содержания карт. Кроме того, мы прибавляем на каждом рисунке по изображению соответствующей игорной карты для тех, кто этого бы пожелал.”

elleinikon-1

Сейчас довольно сложно определить какие именно мифологические карты стали прообразом колоды. Упоминание и распространение системы, называемой в наше время “Египетская пифия”, произошло благодаря привязке 36 богов и героев к системе игральных карт. Можно было делать расклад не имея редких специальных карт.

%d1%81%d0%bd%d0%b8%d0%bc%d0%be%d0%ba-%d1%8d%d0%ba%d1%80%d0%b0%d0%bd%d0%b0-2017-12-24-%d0%b2-18-03-21

Какими же были эти карты? Скорее всего если бы мы увидели их сейчас, то никак бы не соотнесли их с мифологией и Древнем миром. Художники взяли архетипичные божественные образы и перенесли их в современную им реальность. Вулкан стал русским кузнецом, Аполлон музыкантом в окружении различных произведений искусств, Церера стала юной крестьянкой и т.д.

К картам прилагался универсальный крестообразный расклад. c6355a3f8ea41 — карта спрашивающего;
2 — карта связи с прошлым;
3 — карта связи с настоящим;
4 — карта связи с будущим;
5 — карта связи с интересом;
6 — прошлое;
7 — настоящее;
8 — будущее;
9 — интерес.Карты-связи выражают средства, связи, препятствия и прочих посредников между спрашивающим и картами будущего, прошлого, настоящего и интереса. Это могут быть как свойства или события, так и люди.

b7c29837fad59c46f76afe10752a9f43

Значение карт:

Тузы
Пиковый Сатурн — время, разрушитель, старец.
Трефовый Меркурий — промышленник, торговец, краснобай.
Бубновый Вулкан — кузнец, горнозаводчик, горное дело.
Червонный Бахус — погребщик, винодел, виноторговец, пьяница.
Короли
Пиковый Юпитер — гром, небо, начальник, строгость.
Трефовый Нептун — морской путь, моряк.
Бубновый Аполлон — искусство, науки, солнце, просвещения.
Червонный Марс — воин, военное искусство, храбрость.
Дамы
Пиковая Миневра — мудрость, девственность, защита.
Трефовая Церера — хлеб, хлебопашество, выгодное дело.
Бубновая Венера — красота, любовь.
Червонная Диана — Луна, охота.
Валеты
Пиковый Момус — шутка, шутник, дурачок, смех.
Трефовый Эскулап — врачевание, лекарь, болезнь.
Бубновый Вертумн — перемена погоды, плодоводство, лесничий.
Червонный Сатир — лес, лесной промысел, безобразия.
Десятки
Пиковая Юнона — злоба, месть.
Трефовая Веста — невинность, охота.
Бубновая Флора — цветы, удовольствие, радость.
Червонная Цибела — земля, крепость, движение, роженица.
Девятки
Пиковая Гименей — жених, брак, защитник.
Трефовая Фемида — правосудие, справедливость, беспристрастность.
Бубновая Фортуна — счастье, слепота.
Червонная Ганимед — слуга, гостеприимство.
Восьмерки
Пиковая Фурия — жестокость, сварливая женщина.
Трефовая — разлука.
Бубновая Ириса — горничная, радуга, письмо.
Червонная — свидание.
Семерки
Пиковая — печаль.
Трефовая — потеря.
Бубновая — разговор.
Червонная — надежда.
Шестерки
Пиковая Янус — мудрец, предусмотрительность, управление.
Трефовая Тантал — мучение, необходимость, голод и жажда.
Бубновая Термин — дорога, верста, надзор.
Червонная Эол — ветер, опасность, простуда.

opforzatz_01

Интересно, что система “Египетской пифии” нашла отражение в цикле произведений Бориса Акунина о приключениях Эраста Фандорина. Из книги «Пиковый валет»:

Имен за последние годы переменил столько, что первоначальное, с каким появился на свет, стало забываться. Сам себя давно уже называл Момусом.

«Момус» — это древнегреческий насмешник и злопыхатель, сын Никты, богини ночи. В гадании «Египетская пифия» так обозначается пиковый валет, карта нехорошая, сулящая встречу с глумливым дурачком или злую шутку фортуны.

Карты Момус любил и даже глубоко чтил, однако в гадания не верил и вкладывал в избранное имя совсем другой смысл.

Всякий смертный, как известно, играет в карты с судьбой. Расклад от человека не зависит, тут уж как повезет: кому достанутся одни козыри, кому — сплошь двойки да тройки. Момусу природа сдала карты средненькие, можно сказать, дрянь картишки, — десятки да валеты. Но хороший игрок и с такими посражается.

Опять же и по человеческой иерархии на валета высвечивало. Оценивал Момус себя трезво: не туз, конечно, и не король, но и не фоска. Так, валетик. Однако не какой-нибудь скучный трефовый, или добропорядочный бубновый, или, упаси боже, слюнявый червовый, а особенный, пиковый. Пика — масть непростая. Во всех играх самая младшая, только в бридж-висте кроет и трефу, и черву, и бубну. Вывод: сам решай, в какую игру тебе с жизнью играть, и твоя масть будет главной.

pv_picok_05

Автор

Евгения Устинова

Евгения Устинова

Заведующая лабораторий Victorian tarot