В любой колоде таро появление XVI аркана вызывает определенной трепет, во всех колодах эта карта имеет негативную ассоциацию. В этой записи мне бы хотелось посмотреть историю названия и иконографии XVI аркана в различных старинных традициях.
Самая ранняя из дошедших до нас колод таро это колода Висконти-Сфорца. Она хранится в нескольких экземплярах в разных коллекциях, но даже при общем сопоставлении всех известных ее экземпляров можно заметить в колоде не хватает двух арканов — XV и XVI. Поэтому история XVI карты начинается стремительно и загадочно уже с самых первых колод. Первое изображение в сохранившихся колодах можно встретить на таро Карта VI (1475-1500 года издания) из Французской национальной библиотеки:
На карте изображается молния, которая попадает в башню в крепостной стене и разрушает ее. Подобные оборонительные стены были характерны для средневековых городов и падение могло стать роковым для города.
В вышедшей около 1600 года колоде «Парижское таро» XVI аркан носит название «la foudre» (молния). Ряд исследователей предполагает что на карте изображено стихийное бедствие, тут есть молнии и метеориты, падающие с небес. Мы видим что люди ищут спасения, но попадают в руки бесов, особенно интересен центральный бес с барабаном. Другой вариант интерпретации, что на карте представлена «гиена огненная» и мучение грешников.
Похожую башню можно встретить на карте выпущенной в Болонье 100 лет спустя, около 1600 года. Тут также изображена башня в крепостной стене, а также появляются фигуры людей, молнии и пожар. Данная карта может указывать на Небесную карту Содома и Гаморы. Также Кейтлин Мэттьюз в своей книге «Секреты и истоки традиционного таро» указывает на символическую связь аркана «Башня» с великими городами и цивилизациями которые были разрушены (Римская империя, Византия и множество других культур и городов).
В большинстве колод Марсельского типа изображают одиноко стоящую башню, которая разрушается от удара молнии и две мужские фигуры, которые летят из нее или уже приземлились. Во Франции карта называется «Богадельня» («La Maison Dieu») в Италии «Молния» («La Foudre»), вне зависимости от названия о карте говорила как о стремительном ударе, который послан высшими силами и разрушителен. Иногда XVI аркан из Марсельского таро интерпретируют как ветхозаветный сюжет разрушение Вавилонской башни.
На картах колоды Большого Эттейллы находятся две башни, одну из которых разрушает удар молнии. Карта называется «Потеря»/«Ничтожная смерть», она предвещает потерю в скором времени значимого близкого человека, девушкам она сулит разрыв помолвки. Для всех карт она плохой сосед и уменьшает значение благоприятных, увеличивая неблагорприятные.
Но встречаются исторические колоды с XVI арканом без повреждений. В 1810 году в Ломбардии выходит колода таро наполненная духом войны с Наполеоном (его черты читаются на карте с изображением мага) и традиционными итальянскими карточными аллегориями. В этой колоде встречается редкая иконография XVI аркана, который представляет из себя башню («La Torre») без ударов молнии или каких либо признаков надвигающейся катастрофы. К сожалению колода была игральной и предсказательной интерпретации современники к ней не оставили.
В Итальянской традиции можно можно встретить несколько любопытных изображений XVI аркана. Так в колоде Манкиате башня связывается с XV арканом, на карте изображается обнаженная женщина выбегающая из строения и удерживаемая рукой мужчины, выступающим из огня. Мужчина ли это или дьявол? Сверху на женщину также летят струи огня. Есть версия, что сюжет карты базируется на переводе названия «дом дьявола». Также существует версия в которой изображение описывают как изгнание Адама и Евы из Рая и прохождение огненных врат.
В итальянской и французской традиции также существует название «Молния» для XVI аркана. Наибольший акцент на молнии без эмблематического контекста можно увидеть в колоде Джузеппе Мария Мителли. На карте изображается человек в которого внезапно попадает молния, карта символизирует несчастный случай.
Существует целая группа карт на которых молния изображается посланной на дерево перед удивленным пастухом. Скорее всего это может символизироваться горящий, но не сгорающий куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай.