Запутанная история «Русской ворожеи». Часть I дореволюционные годы.

Эта запись скорее всего будет иметь несколько редакций, так как материал приходится собирать по крупицам. Несмотря на видимое изобилие карт и их разновидностей, стройной концепции понимания данной карточной традиции у автора пока нет. Ниже речь пойдет о картах, которые принято обозначать как «Русская ворожея», «Екатерининский пасьянс», «Индийские карты» и еще множеством терминов. Данные карты — это история про русскую карточную традицию. Традицию сложную, не систематизированную, мифологизированную и отчасти отвергнутую нашей культурой.

«Русская ворожея» обычно имеет 36 квадратных карт, которые разделены на четыре треугольника в которых изображены различные изображения с номерами, при совмещении карт с одинаковыми изображениями формируется картинка. Скорее всего за основу карты была взята детская игрушка из бумаги с рисунками на каждой стороне, которая могла давать различные картинки при соединении разных частей. Пример любовных писем конца XVIII начала XIX вв.:

Самые ранние квадратные карты разделенные на 4 сектора были изданы в Москве в Университетской типографии в 1814 году:

Инструкция к колоде:

Колода сих карт состоит из 64 фигур, каждая из которых имеет 4 треугольника. В каждом треугольнике имеется половина фигуры и номер, по которому, в случае сомнения, совершенна ли фигура, составляемая из двух половинок, можно узнать следующим образом: положа прямо против себя две карты, соединить края их; тогда два треугольника, имеющие в себе по полуфигуре, соединятся и составят квадрат или четырехугольник, в котором, если составится целое изображение, то и цифры, по бокам ее поставленные, будут одинаковы; в противном же случае не сойдется фигуры.
О раскладке карт.
Перемешав колоду карт, должно сначала положить рядом восемь карт, начиная от левой руки к правой; потом раскладывать таким же образом второй ряд, карту под карту; потом третий, четвертый и далее, доколе все карты не будут разложены. Из сего составится квадрат в восемь рядов, имеющих по восьми карт.
Тасовать должно, перевертывая половину колоды другим боком несколько раз, дабы карты были совершенно перемешаны; при раскладывании держать колоду в левой руке вверх затылком и не повертывать в разные стороны. Положа карту на стол, ее уже не поворачивать и не класть не в следующее ей место для составления фигуры; но ту карту, которую взял правой рукою из колоды, должно приноравливать всеми ее полуфигурами к полуфигурам тех двух карт, кои уже положены подле следующего ей места, и к коим она должна коснуться двумя своими краями. Если, следуя сим правилам, можно будет составить одну целую фигуру: то, положа карту в сем счастливом положении, оставить ее и продолжать раскладку всей колоды. Если же целой фигуры не будет выходить, тогда карту положить на свое место, как она была вскрыта.
Семь последних карт первого ряда и первые карты всех рядов, при положении их, касаются только к одной карте; а по сему и могут быть приноравливаемы всеми четырьмя полуфигурами только к одной полуфигуре; прочие ж карты все при положении их касаются двух карт, и для того приноравливаются к двум фигурам.

В колоде 64 карты, которые образую 128 аллегорических фигур, которые были взяты из популярной книги «Символы и эмблемата», впервые созданной в 1705 году для Петра I.

Первой эмблематой с сборнике идет изображение несуразного слона, который означат спокойствие и умеренность, аналогичным образом указанные выще карты открывает слон (собственная сила):

При поисках в музеях, на аукционах и библиотеках также попадаются сведения, что данная колода была выпущена в 1816 году, но полная версия карт и книжечки практически везде утрачены.

Также типография А. Семина изготовила в 1850 году (как минимум одно переиздание 1852г.) свою версию колоды со складными картами из 64 карт. Оригиналы карт не сохранились, но они лишь частично повторяют издание 1814 года, инструкция сохранена. Имя Ленорман скорее всего было вставлено для солидности колоды, к этому времени типография уже печатала малую и большие колоды Ленорман, также в переводе с фр. А. Семенковича. Вместо слона первой картой идет Лев.

Также в 1860 году в типографии А. Семена вышла книга и карты «Новое открытое таинство картомантии, т.е. Гадание на картах, замещающее все гадательные книги, бобы, кофе-гадания и предсказывающее о будущем в стихах и прозе. С приложением 64 карточек, изображающих 128 аллегорических фигур, искусно на меди выгравированных и тщательно раскрашенных», данные карты не сохранились, но можно найти инструкцию, которая показывает полное совпадение образов и значений с колодой 1814 года.

В конце 1870-х годов выходят похожие друг на друга колоды «Русская ворожея» и «Цыганка — гадальщица», они имеет разную нумерацию, но одинаковое количество карт, похожую иконографию и отсылку к пословицам и поговоркам. Возможно существовала и другая колода предшественник, но в инструкции к «Русской ворожее» описывается преемственность колоды от «кабалистической», что скорее всего указывает на эмблематические колоды.

«Цыганка гадальщица», изданная около 1880 года, содержит 36 карт и образы на них становятся менее аллегорическими, более похожими на повседневную жизнь, а в инструкции многие пояснения содержат пословицы и поговорки:

Колоду «Русская ворожея», которая была похожа на «Цыганку-гадальщицу», можно назвать таинственной колодой. К сожалению про нее доступно не так много сведений. Информация из музея карт Петергофа, о том, что данная колода была создана в 1916 году и является переработкой более популярной и поздней колоды «Пословицы и Поговорки» является ошибочной. Впервые колода появилась до 1882 года, так как в РНБ хранится экземпляр инструкции ко второму изданию колоды (Русская ворожея. — 2-е изд. — Санкт-Петербург : тип. Штауфа (И. Фишона), 1882. — XII, 72 с.), также известно о 4х изданиях, последнее 1893 года.

В книжечке к картам дается подробная информация о просихождении и популярности колоды:

Русская ворожея берет свое начало из древних времен: система этого гадания дошла до редактора путем легенды, от живший давно в Киеве гадальщицы, верность предсказания которой заслужила ей обширную известность.

Воспользовавшись только системой гадания этой русской пифии редактор заменил ее кабалистические знаки, красивыми картинками, а энигматические ответы русскими пословицами и поговорками.

Первое издание Русской Ворожеи было встречено обществом с таким сочувствием, что все незначительное число экземпляров было раскуплено в самое короткое время и требование продолжались.

Это побудило редактора предоставить обществу новое издание его Ворожеи он более тщательно усовершенствовал свое творение, заменив некоторые картинками новыми, более красивыми и интересными, с оригинальных рисунков талантливого профессора академии художеств Л.Ф. Лагорио и известного своими произведениями жанра, художника Н.Г. Богданова. Кроме того изменены многие ответы, причем выбор русских пословиц значительно улучшен.

Наконец в виду требования Ворожеи иностранцам, несмотря на неведение нашего языка… далее текст недоступен, но известно о переводе колоды на французский язык.

восстановленная версия «Русской ворожеи»

Колода «Русская Ворожея» также издавалась издательством А.А. Каспари (1836-1913) ориентировочно в 1911 году. К сожалению довольно сложно отследить какое издание было в 1880-х годах и как оно отличается от 1911. Одна из самых трансформирующихся карт была карта с изображением креста. На картинке выше он Мальтийский, но также существует версия с нательным православным крестом. Нумерация карт в колодах не совпадает.

Также можно встретить колоду датированную 1914 годом. Далее история «Русской ворожеи» покрывается слоям тайн и загадок. Сотрудники музея карт в Петергофе, имея в коллекции ее экземпляры, указывают, что название было народное и символическое. Такое отношение можно понять так как информации о картах крайне мало.

Еще одна «Русская Ворожея» с аукциона

В Российской империи существовала карточная монополия, печатать игральные карты можно было только на карточной фабрике императорского воспитательного дома, на нужды которого шла вся прибыль от продажи карт. Также нельзя было ввозить иностранные колоды, без выплаты огромного налога. Однако на гадальные карты монополия не распространялась и их активно печатали различные типографии. Однако в 1906 году фабрика сделала исключение и напечатала единственную за свою историю до 1917 года гадальную колоду.

36 гадальных карт «Русские пословицы и поговорки» являются переработкой «Русской ворожеи». Была изменена нумерация карт, часть образов заменена на другую, появились другие пословицы и поговорки. Колода активно допечатывалась в 1908, 1909, 1911 и 1914 годах. Ее часто можно встретить на аукционах и в частных коллекциях из-за больших тиражей и широкого распространения. Колоду уверенно можно назвать самой известной национальной гадальной колодой.

Успех карт во многом был связан с тонкой работой жанрового художника Николая Филипповича Петрова (1872-1941):

Николай Филиппович Петров — русский и советский живописец, график, академик живописи (1916). Автор жанровых картин, интерьеров, пейзажей, натюрмортов.

автопортрет Н.Ф. Петрова 1890-е

Родился 28 февраля (18 марта) 1872 года в селе Бекетово Воронежской губернии в семье управляющего имением. В 1892 году окончил Воронежское реальное училище. С 1892 по 1901 год учился в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств (с 1896 года — у И. Е. Репина). В 1896 году начал участвовать в художественных выставках. Во время учёбы в Академии каждое лето ездил по России. В 1901 году получил звание художника за картину «Вечер в деревне».

Петров Н.Ф. «Натюрморт с фарфоровой статуэткой»

В 1908 году за картину «Зал в Ракше» получил золотую медаль Международной художественной выставки в Мюнхене. В 1911 году принимал участие в международной выставке в Риме. В 1904 году стал членом-учредителем Нового общества художников, с 1910 года — член Союза русских художников. В 1916 получил звание академика живописи. Жил в Санкт-Петербурге, в 1910 году переехал в Пензу. С 1910 по 1918 работал директором Пензенского художественного училища, до 1936 года преподавал в нём. Вернулся в Ленинград, с 1936 года преподавал в ИЖСА. В 1937 году стал заместителем директора ВАХ. В 1937—1939 годах заведовал кафедрой живописи. Скончался 9 декабря 1941 года в блокадном Ленинграде. Художественный критик С.К. Маковский в 1911 году так отзывался его работах: «выделяются как жемчужины… с подлинной любовью к старине и знанием акварели нарисованные интерьеры Петрова».

Петров был жанровым художником, любящим русскую старину. На 72 иллюстрациях мы видим погружение в крестьянский быт и идеализированную русскую жизнь, которая очень гармонично сочетается с пословицами и поговорками и создает флер русского духа. Однако не стоит забывать что многие образы из колоды были авторской переработкой предыдущих аналогичных систем.

Полная версия «Гадания на пословицах и поговорках» из репринта 1909г.

Возможно в колоде использовались сюжеты из других популярных гадальных колод. К примеру медведь повторяет в точности коллегу из популярной австрийской колоды малой Ленорман, которая могла к 1906 году быть переиздана в Российской империи:

Скорее всего последний дореволюционный тираж карт был выпущен в 1914 году.

На онлайн барахолке мне встретился удивительный экземпляр «Текст к гадальным картам (русские пословицы и поговорки) 1928(!!!) года от государственной карточной монополии. К этому времени во всю бушевало антирелигиозное движение и отношение к карточным гаданиям было однозначно негативное. Карты повторяли структуру «Русских пословиц и поговорок» Н.Ф. Петрова:

Продолжение следует…

Автор

Евгения Устинова

Евгения Устинова

Заведующая лабораторий Victorian tarot