Пушкинская эпоха отличается удивительным романтизмом и трепетным отношением к гадальным картам, точнее гадательным. Карточные названия и обозначения входят в речь, мужчины проводят вечера за играми в карты, а женщины предпочитают не только игры, но и гадания. Давайте сегодня посмотрим на одну из любопытнейших и редких колод первой четверти XIX века — «Туалетные новейшие гадательные карты для прекрасных девушек и любезных женщин», которая вышла в 1823 году в Москве в типографии П. Кузнецова:
Человека XXI века может несколько удивить лихое название карт «Туалетными», под этим термином в XIX веке понимали преведение в порядок своего внешнего вида, надевание одежды. Следовательно название указывало на время удобное для гадания:
Утро и день у большинства дворянок в городах проходили «на людях», в обмене новостями о знакомых и приятельницах. В отличие от сельских помещиц, утро горожанки начиналось с макияжа: «С утра мы румянились слегка, чтобы не слишком было красно лицо…» . После утреннего туалета и довольно легкого завтрака (например, «из фрукт, простокваши и отличнаго кофе-мокка») наступал черед раздумьям о наряде: даже в обычный день дворянка в городе не могла позволить себе небрежность в одежде, туфли «без коблуков» (пока не пришла мода на ампирную простоту и тапочки вместо туфель), отсутствие прически. М. М. Щербатов упомянул с издевкой, что иные «младые женщины», уложив волосы к какому-либо долгожданному празднику, «принуждены были до дня выезду сидя спать, чтобы не испортить убор». Источник
За утренним туалетом можно было позволить не много поразмыслить о дне грядущем, но и разложить оракул. Скорее всего данный инструмент и разрабатывался для утренних часов, как приятный советчик. Однако упоминаний в литературе о его использовании мне встретить не удалось. Лишь в одном источнике упоминается оракул. Цитата из книги Т.В. Руденко «Модные магазины и модистки Москвы первой половины XIX столетия», 2015:
В московской лавке Ивана Григорьевича Трухачева, на Лубянской площади в доме Шипова, в 1830 году выставлялось «Собрание Парижских костюмов во весь рост, или Приятной подарок на 1830 год милым барышням, состоящий из 15 искусно гравированных, иллюминованных картинок, наклеенных на картон, вырезанных и расставленных в приятном виде», а в 1832 году предлагались «Новейшие туалетные гадательные карты, для прекрасных девушек и любезных женщин, состоящие из 52 карт, изображающих парижские костюмы». Издатель сообщал об успехе оных в Англии и Франции и надеялся на интерес и благосклонность соотечественников. Похожее издание упоминалось в столичных газетах 1816–1817 годов – «Туалетныя гадательныя карты, содержащия в себе 72 фигуры, с ответами из русских пословиц», напечатанные московской типографией Н.С. Всеволожского в 1816 году.
Наш оракул содержит 52 карт из которых до наших дней дошли 44, в небольшой книжечки к нему идут стихотворные пояснения к каждой карте. Давайте взглянем на одну из карт:
На карте изображены две подруги и показана важность и значимость дружеских отношений. Для салонов мод и истории интересны костюмы и прически героев представленных на картах.
На наших героинях модные шляпки и фасоны платьев! Особенно интересны в колоде мужчины, которые словно изображались с одного модного рисунка. У всех мужчин короткие сюртуки и модная завивка, давайте сравним их с персонажами из журналов:
Старайся прекратит
Дабы через их раздоры,
Себе не повредить.
На карте можно встретить образы военных, так гусар одет в форму 1823-25 годов:
Что вверена ему:
Тот тигром бывает,
Порок ничто ему.
На картах в основном показаны домашние интерьеры в которых происходят непонятные для нас сейчас сцены, в нескольких картах действие перенесено на природу. Все сопровождающие стихи полны добродетельных пассажей.
Не слушай клеветы,
Не будешь и несчастен
Избегнешь злобы ты.
На двух картах встречается аллегорическое изображение надежды в виде якоре, который отражает душевные переживания и чувства героини карты.
Нам в свете жить невозможно;
Надежду полагать
На будущие должно.
Рассмотрим еще несколько карт из колоды, к сожалению их стиль совершенно не подходит для нашего времени, но оформление не может не очаровывать.
Ты благом наслаждайся;
Знай правды лучше нет,
Пороков ты гнушайся
В любви успехи вечные,
Храни ты правду, честь,
Дела чистосердечные.
Ты дружества законы,
Так можешь получить,
Ты друга без препоны.
Того ты будешь зреть,
Любовью он пылает
В нем все будешь иметь
Друзей своих нелестн,
И им совсем вручись,
Получишь, что известно.