Самая страшная карта игральной колоды в русской традиции — это пиковая дама. Ее образ увековечен Пушкиным, воспет в фольклоре и запечатлен в кинематографе. Практически в каждой книге по карточным гаданиям этой даме приписывают негативные характеристики — она старуха, вдова, разлучница, ведьма, появление этой дамы с другими картами неизбежно сулит беду. Но давайте рассмотрим этот образ более детально.
Мистическая дама из колоды 1898г.Фабрика Vereinigte Stralsunder Spielkarten Fabrik
«Около 1440 г. во Франции появляются поименованные фигурные карты. Это древнейшие известные карты, изготовленные с деревянных клише и дошедшие до нас. Они носят имена знаменитых Средневековых рыцарей: Ланселота, Хозиера, Роланда и Валерия.
Традиция присваивать фигурным картам названия сохранилась в разном виде в зависимости от района Франции; часто наименования выбирались в честь местных выдающихся персонажей или героев легенд и мифов. В парижской коллекции находится печатный лист игральных карт XV в. с впервые нанесенными именами Александра, Цезаря, Карла Великого и Давида, которые позже, при Генрихе IV, стали применять в качестве имен четырех карточных королей. Имена Рахили, Аргины, Паллады и Юдифи присвоили дамам, а Гектора, Ланселота, Роланда и Хогера – валетам»
Отрывок из книги: Кэтрин Перри Харгрейв. «История игральных карт. Вековые традиции создания карточных колод для игры, пасьянсов, фокусов и гаданий в разных странах и у разных народов».
Великая Французкая революция изменила каноны сложенные при монархии, когда часто в образе королей и дам выступали правители страны, и привела к формированию более мифологического образа фигурных карт.
Jeu de la Revolution, J.Pinaut, Paris, France, 1792 г.
В картах нового времени пиковая дама могла быть аллегорией богини или времени года, как весны и Флоры на карте выше. Она могла изображать одну из добродетелей революции (в одной из колод 1800х годов пиковая дама была свободой печати) или персонажа античной мифологии. Иногда игральные карты использовались в качестве карточек для обучения истории, грамматики или даже ботаники и перед нами пиковая дама из двух обучающих колод. В первой она Диана богиня растительного и животного мира, охоты, женственности и плодородия, родовспомогательница, олицетворение Луны:
Пиковая дама в образе богини Дианы ANTIKE GÖTTER
И представительница из ботанической обучающей колоды карт Ифигения. Считается что этим именем обозначали не только дочь участника Троянской войны Агамемнона, который принес в жертву свою дочь для того что бы корабли отплыли в Трою, но и одним из древних имен Артемиды или Дианы.
Но традиционный для Франции образ дамы пик — это Паллада. Возникает вопрос кто скрывается под этим именем и почему его оторвали от привычной Афины — Паллады? В мифологии Паллада была молочной сестрой Афины и они дружили в детстве, но случился конфликт и Паллады не стало. В память о подруге Афина взяла ее имя. Дама пик Паллада — это дама воительница облаченная в мужские одежды, стратег, мудрец, покровительница городов и искусств, и снова сильный женский образ, отличающийся от всех остальных дам. Как и Диана, Афина относится к богиням девственницам и опять у дамы пик нет партнерских отношений, зато очень интересный характер. Поэтому возникает вопрос — не от французской ли системы пошло одиночество дамы пик в русской традиции?
Gatteaux de 1811
Иногда пиковую даму подбирали «в пару» к королю и на карте наполеоновской эпохи перед нами жена пикового короля Давида — Авигея.
Jeu de cartes Houbigant, Париж, 1 четв. XIX в.
Как уже говорилось ранее дама пик женщина одинокая, умная женщина, возможно девственница и по характеру и поступкам в истории сильно отличающееся от других дам в колоде. Святая Хильдегарда отлично поддерживает этот образ, она имела высокое происхождение, но с раннего детства получала образование при монастыре, которым в последствии она стала управлять. Хильдегарда оставила множество теологических трудов и мистических откровений, она состояла в переписки с величайшими людьми своего времени, писала духовную музыку, занималась медициной и исследованием полезных свойств растений, курировала две обители. Наверное это самая интересная пиковая дама из тех, что мне встречались и если бы она выпадала в современных раскладах, то многие женщины радовались ее появлению, она обладает очень мощным интеллектуальным потенциалом и оригинальностью.
Однако стоит вернуться к Российской империи и посмотреть на Пиковую даму из Атласной колоды, которая вот уже два века является каноничной для нас:
Пиковая дама из колоды Атласные карты, созданным в середине XIX века академиком живописи Адольфом Иосифовичем Шарлеманем
Масти и значения карт пришли в Российскую империю и осели окончательно после войны с Наполеоном. Если до нее в империи имели хождения карты с немецким обозначением мастей, то после и до сих пор нам привычна французкая карточная система. Интересна судьба имени и характера дамы при переезде из Франции в Россию, ее имя Паллада совершенно чуждо для нас. Привычный образ Пиковой Дамы был описан А.С. Пушкиным в одноименном произведении, она может быть и была юной независимой девой во Франции, но в Российской империи заметно постарела и из девственницы стала вдовой.
Красавица пиковая дама из немецкой колоды 1860г.
Последняя попытка вернуть картам мифологические имена была в Российской империи в 1870х годах, когда появились мифологические карты Киевская ворожея или Египетская Пифия. В этой колоде пиковая Дама становиться Минервой в память о привычном образе Афины — Паллады.
Интересно, что в американской и английской традиции не принято давать имена фигурным картам и широкое распространение этих традиций постепенно стирает мифологические и культурные особенности фигурных карт.