Довольно любопытная колода карт «Jeu de cartes mythologique français au portrait de fantaisie» вышла во Франции в 1847 году. Мифологические колоды были не редкостью в карточной традиции Франции, после революции привычные фигуры королей и королев были заменены на богов и богинь.
До выхода этой колоды существовали обучающие карты изображающие богов и героев с подписями с содержанием мифов. Образец таких карт 1644 года:
Как правило в мифологических картах образы богов и героев доставались исключительно фигурным картам, числовые карты могли оставаться пустыми или содержать сторонний сюжет. Колода «Mythologique français au portrait de fantaisie» отличается уникальной целостностью и высокою степенью проработки каждой масти в зависимости от мифологии и стихии. Итак приступив к знакомству с 32 картами этой колоды.
Мое знакомство с колодой началось в том же порядке, в каком она выставлена на сайте библиотеки, поэтому описание я начну с бубновой масти. Тузы в колоде передают основную тему масти. Короли, дамы и валеты чаще всего имеют родственные связи, так на трефовой, пиковой и червонной масти изображены супруги, а на бубновой мать и сын. Все девятки в колоде имеют двойное изображение. На бубновом тузе сверху представлена одна из сцен Троянской битвы, внизу плаванье Аргонавтов за золотым руном и главная тема масти — это война и военные компании.
В качестве бубновой королевы выступает богиня войны Беллона, эта богиня считалась матерью Марса и выступала символом войны за родину. Жрецы богини традиционно ходили в чёрном одеянии и колпаках. Во время молитв богине они доводили себя до исступления, нанося друг другу побои и раны, делая подношения человеческой кровью. Интересно, что жрецы этого культа считались прорицателями. Рядом с бубновой королевой Беллоной стоит бубновый король — бог войны Марс, а в качестве валета выступает готовый к бою Ахилл. Отсылая к тузу вспомним, что Ахилл принимал участие в Троянской войне и был признан самым смелым древнегреческим героем.
На числовых картах уровень агрессии начинает не много снижаться и бубновая десятка кажется более мирной — на ней мы видим Минерву. Богиня мудрости в древнеримской мифологии считалась богиней молниеносной и воинственной, перед боем ей возносили молитвы полководцы, ей посвящали обряды на гладиаторских боях. Бубновая девятка хранит в себе изображение двух богов — Аполлона и его сестры Дианы. Видимо Диану поместили в колоду из-за покровительства охоте, плодородия и женственности, а покровитель искусств Аполлон попал в колоду по родственной связи. Тему плодородия и многообразия продолжает восьмерка на которой изображена богиня цветов и весны Флора. А замыкает масть герой Геркулес мощно расправивший плечи после совершения очередного подвига на бубновой семерке.
Пиковая масть колоды потрясает своей инфернальностью, казалось она собрала основные сюжетные линии посвященные царству мертвых. На верхнем сюжете туза изображено похищение Прозерпины Плутоном из царства живых в царство мертвых, а на нижнем — по реке забвения плывет молчаливый Харон, увозя души в последнее пристанище. Пиковые король и дама — повелители подземного мира Плутон и его возлюбленная супруга Прозерпина.
Очень интересен образ валета — это легендарный Критский царь Минос. В подземном мире этот царь, введший на Крите законодательство, продолжает юридическую карьеру и является главным судьей над душами умерших. В качестве героя вступающего в подземное царство мы видим Орфея на десятке пик. Орфей должен спуститься в подземный мир, чтобы вернуть свою возлюбленную Эвридику, которая изображена на восьмерке пик. А между влюбленными вновь двойное изображение девятки — на пиковой масти это два страшных зверя охранник подземного мира Цербер и чудовище Химера. Замыкает подземный мир семерка, на которой изображена крылатая богиня возмездия Немезида.
Червонная масть в колоде, как мне показалось, посвящена земным и ежедневным заботам. Так на червонном тузе мы видим две основные темы для любого человека — любовную страсть (Леда и лебедь) и профессиональную реализацию (в мастерской бога Вулкана). В качестве короля и дамы выступают главные божества для поклонения семейного человека античности — Юпитер и Юнона. А в качестве валета выступает бог торговли и посланник Юпитера Меркурий.
Червонная десятка полна плодородия и урожая, ее украшает богиня Церера, держащая в руках колосья. На девятке вновь двойное изображение — наверху сулящий любовь Купидон, а внизу звенит бокалом Бахус. От такого сочетания гарантированно головокружение, как и успех в любви. К сожалению в колоде, которую мне удалось найти нет червонной восьмерки , но скорее всего на этой карте содержалось изображение Венеры или Афродиты, если рассматривать контекст масти. Замыкает числовые карты червонная семерка и красавец Адонис. Адонис был на столько красив, что в него влюбилась Афродита. Наиболее известный античный сюжет связан со смертью Адониса во время охоты и его воскрешении из подземного царства на полгода благодаря стараниям Афродиты. Когда Адонис возвращается из подземного царства приходит весна и природа оживает.
Масть треф наполнена духом первозданной природы и мифологическими жителями моря и суши. Так на трефовом тузе вольготно расположились сверху речные духи-стихии нереиды (хотя внешне они больше похожи на океанид), а внизу духи-стихии гор и долин. В качестве трефового короля выступает владыка морей Нептун, трефовая дама — его жена нереида Амфитрита. Морское семейство завершает валет, сын Нептуна и Амфитриты, Тритон. Тритон трубит в свою раковину и управляет морскими волнами.
Не частый персонаж изображен на трефовой десятке — это Латона или Лета, титанида родившая от Зевса известных нам по бубновой девятке близнецов Аполлона и Диану, которые также присутствуют на карте. Латона считается символом материнства, материнской любви и почитания детей. На двойной девятке сверху натянул свой лук Кентавр, а внизу играют и пьют Сатиры, эти божества показывают бурный нрав природных энергий. Известный мифологический персонаж изображен на трефовой восмерке — это бог врачевания и медицины Эскулап, в его образе мы видим человеческую руку иногда властную над сокрушительными силами природы. Заключает масть семерка и повелитель воздушной стихии Эол.
Возможно данную колоду можно использовать как предсказательную систему. В XIX веке мифологические образы были хорошо известны любому обывателю и вызывали понятные ассоциации. В Российской Империи существовало как минимум два оригинальных мифологических оракула -«Киевская ворожея. Таинство олимпийских гаданий» 1877г. (карты не сохранились, по дошедшему описанию они изображали античные сюжеты стилизованные под современность) и «Интересные мифологические гадательные карты» 1899г. Одно из изображений из второго оракула:
Источник колоды: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b10511057w?rk=21459;2