История создания «Русского сказочного оракула И. Билибина»

В середине октября 2016 года в издательстве «Силуэт» вышел из печати «Русский сказочный оракул И. Билибина«, вторая колода созданная в рамках нашей лаборатории. В этой заметке мне бы хотелось рассказать про историю создания этой колоды и выразить огромную благодарность Владимиру Ситникову и Наталии Плахиной за ее рождение.

img788-420x580

В 20 числах января 2014 года я боролась с последствиями жуткой аллергии на лекарства и лежала обколотая антигистаминными средствами уже третью неделю. В таком состоянии день и ночь сливаются практически в один кусок — можно только спать, принимать лекарства и снова спать. В короткие промежутки между сном я листала что-то в интернете и наткнулась на подборку иллюстраций Билибина к русским сказкам. Там был красный всадник из Василисы Прекрасной, колоритный царь Салтан, где-то по дну океана плыли огромные щуки, а где-то стояли рядом сестрица Аленушка и братец Иванушка. Я посмотрела на них еще один раз и поняла, что между этими яркими иллюстрациями и стандартной колодой Ленорман есть очень много общего в каком-то семантическом и образном поле. Сознание моментально прочистилось от остатков сна и тяжести лекарств, я взяла в одну руку блокнот, а в другую увесистый том собрания картин художника. Удивительно, но за 3 часа у меня в блокноте был список зачеркнутых карт и на экране, в открытом графическом редакторе, были картинки с назначенными номерами карт. Вся работа была завершена к вечеру и 36 карт в рамочке + рубашка с птицей Гамаюн.

photo291667982532324619

Это была первая составленная мною колода. Я понимала, что скорее всего это просто мой такой забавный эксперимент, который можно положить в папку на удаленном облачном хранилище и показать только близкому кругу коллег. Я хорошо знала сказки, сюжеты которых так изящно изобразил Иван Билибин, и не менее хорошо ощущала каждый символ из традиционной колоды малой Ленорман, но это был лишь первый эксперимент, время которого еще не настало.

photo291667982532324620

В середине лета 2015 года мой труд по созданию второй оракульной колоды «Нива» подошел к завершению, все необходимые 36 гравюр были собраны и оцифрованы, осталось лишь решить — раскрашивать оракул или нет. В этот момент я проводила печать прототипа колоды для разбора в лаборатории и возможного изменения каких-то карт и образов. Тогда же я вспомнила про свою заветную колоду по мотивам Ленорман и сказкам Билибина и впервые распечатала ее. Колода получилась в руках очень интересная, но к сожалению на ней завершилась краска в принтере и цвета, особенно рубашка, получились очень разные.

photo291667982532324621

Новый этап жизни колоды случился совершенно неожиданно, весенним вечером 2016 года издатели журнала «Хроники Таро» проводили любопытный салон и я решила набраться храбрости и придти. Я скачала оракул по Билибину и почему-то твердо решила, что знакомство с издателями, чьи работы мне нравились по журналу, я хочу начать именно с нее. Вечер проходил очень интересно. В перерыве между выступлениями я набралась смелости и пошла знакомится с организаторами — Наталией Плахиной и Владимиром Ситниковым. Какой же для меня был шок, что они как раз хотели русскую колоду Ленорман и совсем недавно обсуждали творчество Ивана Билибина! Никак кроме синхронностью я не могла объяснить нашу встречу и начался новый процесс доработки колоды.

photo291667982532324622

Было несколько карт, которые в ходе работы с Наталией и Владимиром мы заменили, причиной тому  были недостаточно качественные изображения или же нашлось что-то интересней. Один из самых важных для меня вопросов были сигнификаторы для мужчины и женщины, как оказалось Иван Билибин не рисовал в сказках статичные и одинаковые образы, а театральные эскизы слишком выбивались по стилю. Но Билибин также работал над несколькими сериями открыток с народными сюжетами, нарисованные для нужд общины св. Евгении, среди которых я нашла свою пару.

Ivan_Bilibin_017

Правда в интернете не нашлось этой открытки в хорошем качестве и Чурило Пленкович со своей красной девицей отвели меня в отдел ИЗО материалов РГБ, где хранитель отдела открыток нашел эту редкую пару в хранилище. К сожалению дореволюционная печать оказалась тоже не самого лучшего качества.

6

Другой яркий образ колоды это змея. Мне безумно нравиться иллюстрация И. Билибина к «Сказке об Иване — Царевиче, Жар — птице и о Сером Волке». На картине изображен Серый волк, который притворяется красной девицей и остается у царя в качестве расплаты за волшебного коня, но вскоре Волк еще раз обманет царя и убежит. Какой потрясающий коварный взгляд у этой настоящей змеи!

билибин7

Но Владимир нашел более яркий и понятный образ для змеи — это коварная царица Шамаханская. На карте изображена Шамаханская царица, дева пленительной восточной красоты выходящая из роскошного шатра. У ее ног два брата, заколовших друг друга в бою за красавицу. К прекрасной деве, сраженный ее красотой, торопиться царь Дадон. Вместо военных действий Шамаханская царица завоевывает царство через обольщение царя. После смерти царя она таинственным образом исчезает.  До такой красоты и коварству моему серому Волку еще долго расти.

31

В колоде мне не нравилась еще одна карта — это №31 Солнце, несмотря на гармоничный лубочный рисунок она никак не вписывалась в колоду и была совершенно чужда рядом стоявшей №32 Луне. Но 16 августа 2016 года, в день рождения Ивана Билибина, он послал мне подарок в виде случайно найденного лесного пейзажа, на котором был изображен идеально подходящий закат солнца.

билибин31

В колоде была  еще одна спорная карта, это изящный пейзаж дерева выполненный Иваном Билибиным на отдыхе в Крыму, которая к сожалению графически никак не вписывалась в колоду. Но благодаря талантливым рукам Владимира из обложки книжки сказок на карте расцвел дуб Лукоморья. Наверное эта карта отражает суть и энергию всей сказочной колоды.

билибин5

Самый ответственный и волнительный для меня момент был после того, как МБК была дописана и отправлена, все карты прошли утверждение в лаборатории и у издателей. Это был момент начала печати первого тиража колоды, в этот день я очень волновалась и просто кожей чувствовала как процесс начался. Я никогда не могла даже представить, что первая колода, которую я создам, увидит свет и найдет большой отклик среди эзотерического сообщества. Вот кадр сделанный Владимиром в типографии, от которого у меня перехватило дыхание:

14666112_1252459988159012_4380994190893251130_n

Огромное спасибо моим коллегам по лаборатории Victorian tarot за поддержку и критику всех моих начинаний, земной поклон Наталии Плахиной и Владимиру Ситникову за возможность, силы и желание довести этот проект до реализации. Впереди нас ждет еще много работы с этими картами, у нас еще не было презентации колоды, пора задуматься о проведении вебинара посвященного работе с ней. Почитать основные сказки вошедшие в оракул можно тут.

Посмотреть и приобрести «Русский сказочный оракул И. Билибина«.

Автор

Евгения Устинова

Евгения Устинова

Заведующая лабораторий Victorian tarot