Игральные карты Диты Мозер

В декабре 2019 года Lo Scarabeo выпустили колоду Wiener Secession Deck, которая является репринтом легендарной колоды Диты Мозер в стиле австрийского сецессиона. Дита Мозер (1883-1969) была женой гениального художника и дизайнера эпохи Сецессиона Коломана Мозера (1868-1918), а еще талантливым графиком, которая оставила свой след в истории дизайна карт в Австрии. В этой заметке хочется рассмотреть работы Мозер и ее биографию. Сразу оговорюсь, что Дита рисовала игральные карты, а не гадальные и Wiener Secession Deck это тарок, а не таро.

С середины XVIII века появились сокращенные колоды таро из 54 карт с французскими мастями — тарок. Из придворных карт на них изображены — валет, рыцарь, дама и коро­ль. Красные масти включают четверку, тройку, двойку и туза, чер­ные — десятку, девятку, восьмерку, семерку. В колоде для игры в таро­к также имеются 22 ко­зырные карты, обозначенные римскими цифрами. Карты были популярны в Германии, Польше и особенно любимы в Австро-Венгрии. Ниже представлена самая популярная колода Австрии «Industrie und Glück», о которой я когда-то уже писала.

Многие колоды тарока отличались особенным изяществом, к примеру этнографическая венская колода «Wiener Typen» середины XIX века:

Классическое карточное искусство было прекрасно, но художники эпохи модерн хотели новых форм во всем, особенно радикальны были венские представители Сецессиона, которые наполняли своим искусством не только картины, но и каждую бытовую деталь из обихода человека. Дизайн квартиры от объединения художников, архитекторов и ремесленников Wiener Werkstätte:

Одним из активных участников Wiener Werkstätte был Коломан Мозер, который декорировал интерьеры, придумывал витражи, мебель, посуду и оформление для мастерской. Его жена Дита также принимала участие в творческой работе мужа, но ее интересовало больше прикладное графическое искусство.

Эдит Маутинер фон Маркхоф родилась в богатой семье промышленников и меценатов из Богемии, ее отец активно инвестировал в строительство больниц и различных благотворительных фондов за что ему было даровано дворянство. Мать была активным борцом за права женщин на получение среднего и высшего образования.

Эдит имела склонность к рисованию, вместе с сестрой Магдой с 1902 по 1905 проходила обучение в Венском университете декоративно-прикладного искусства, где ее обучали ведущие художники своего времени. Среди них был и Коломан Мозер, с которым она познакомилась в 1903 году и в 1905 году стала его женой. Однако и после замужества Дита продолжает активно рисовать и развиваться как художник.

Семья Мозер

Дита сосредоточилась на оформлении календарей, поздравительных открыток и игральных карт, а также создании эскизов для платьев. Ее работы активно поддерживал Густав Климт.

В 1905 году Дита начинает разрабатывать дизайн первой колоды игральных карт для игры в Вист из 52 карт. Колода получается лаконичной в стиле Венских мастерских и имеет только красные и черные цвета.

При создании колоды Дита сильно стилизует карточные масти и на числовых картах использует для обозначения римские цифры. Рубашка карт также отличается геометричностью и стилизацией.

В середине 80-х годов Piatnik делает переиздание колоды. Как правило данная колода мало известна и имя Диты Мозер связывают со следующим большим проектом — колодой для тарока.

Эскиз к числовым картам и мастям для колоды тарока

Над своей второй колодой из 52 карт Дита начинает работать в 1906 году, и называет ее «Jugendstil Tarock”. Эта колода манифест ее стиля и эпохи, она впервые печатается в издательстве Йозефа Гланца в Вене небольшим тиражом в 100 экземпляров, колода предлагалась как эксклюзивный подарок ценителям искусства. Позднее издательство Йозефа Гланца приобретает Фердом Пятник в 1912 году, карты входят в ассортимент издательства и публикуются в 1972 и 1982 годах.

О содержании изображений на козырях карт, можно встретить несколько любопытных описаний:

При создании карт Дита использовала сюжеты из жизни своей родительской семьи — Маутнер Маркхоф. Например, на 18 козыре изображен летний дворец Родаун, на 19 карте — портрет ее матери Эдит Сунстенай фон Шютценталь , на 20 карте — старая пивоварня Маутнер Маркхоф в 3-м районе, на углу Реннвег / Ландштрассер Хауптштрассе. На других картах также запечатлены детские воспоминания.

Полное описание козырей в колоде можно встретить на сайте аукциона Christie’s:

Козырь I — ночная сцена с музыкантами, выступающими у пруда, II — прогуливающийся продавец, за которым следует осел с корзиной яблок, III — женщина, возможно, служанка, молющая кофе, настенные часы показывают 3:00, IV изображает солдата, охраняющего правительственное здание. V женщина держит младенца, черные птицы сидят на вишневом дереве, VI сцена на природе с охотником и его собакой на рассвете. На VII изображена золотая утка, белая лебедь и красный кардинал, на переднем плане появляются семь птенцов, VIII в ночной сцене мужчина сидит на повозке, а рядом стоят четыре собаки, IX военный оркестр выступает перед невидимой аудиторией, на заднем плане большое здание с девятью центральными окнами, X два исполнителя и танцующая группа. собачье выступление под ночной луной, XI поезд с четырьмя пассажирами проезжает мимо загородного дома, на далеком холме стоит замок.

XII монах звонит в церковный колокол, созывая верующих, XIII пара танцует, пока женщина играет на арфе, XIV женщина прогуливается по парку, в то время как восемь птиц кружат над большим скворечником, XV Ноев ковчег покоится на краю холма, в то время как Ной подзывает белого голубя с веткой в клюве, а ярко-красное солнце садится, XVI садовник поливает землю вокруг дома, где родилась Дита Мозер, XVII продавец продуктов готовит венскую колбасу, готовясь подать всадникам в Колесо обозрения, на заднем плане восемь с половиной деревьев, XVIII Святой Флориан, австрийский покровитель защиты от огня, стоит на страже перед Раудоном, летним домом отдыха, и сыплет песок, чтобы потушить клубы дыма, поднимающиеся из горящего дома, XIX мать Диты Мозер держит цветы из сада. XX изображает семейную пивоварню Маутнер Маркоф, в большом эркере появляется религиозный деятель с собакой, XXI парусная лодка с единственным матросом проплывает под полуденным солнцем.

Для придворных карт Дита также выбирает оригинальный дизайн — червонная масть оформлена в стиле эпохи Людовика XVI, трефовая масть изображает эпоху рыцарей-крестоносцев (немецкое рыцарство), на бубновой масти древний Египет, а пиковая масть вдохновлены сагами Эдды и Византией.

В 1980 году Piatnik издают бридж версию из 52 карт, которая включает расширенную версию числовых карт и переработанную рубашку.

В 1918 году умирает Коломан Мозер, Дита повторно выходит замуж в 1919 году, однако после завершения первой мировой войны прекращает свою творческую активность.

Автор

Евгения Устинова

Заведующая лабораторий Victorian tarot. Телеграм канал "Тройка мечей" https://t.me/threeofswords