Во времена правления Наполеона по Европе широко распространилась мода на трансформационные игральные карты, в этой записи мы рассмотрим историю трансформационных карт и пример одной из красивейших трансформационных колод из Вильнюса.
Среди первых европейских колод можно найти игральные карты с рисунками на фигурных картах, но с течением времени этот паттерн уступает место привычному нам канону с мастями без рисунков.
В конце XVIII века появился новый виток в развитии оформления фигурных карт — трансформационные карты. В таких картах масть и значение карты вписано в общий сюжет рисунка.
Вначале появилась не целая колода, всего лишь 8 карт были опубликованы в немецком альманахе в 1801 году. Опубликовали их Friederich Gentz, Jean Paul Voss и Johann Heinrich Voss в Брауншвейгском немецком издании Hudibras.
Мода на подобные карты пошла после того, как несколько таких карт было опубликовано в 1804 году в альманахе издатель ( J. C. Cotta из Tubinga, Wurttemberg), где каждая карта была изображена на отдельной страничке. Каждая станица приходилась на 1 неделю года.
Образы из альманахов быстро разошлись по Европе и стимулировали моду к новому виду оформления фигурных карт. В качестве сюжетов в таких картах использовались аллегории, мифологические или бытовые зарисовки, сцены из известных литературных произведений. Нередко карты несли определенные послания.
В 1814 году в Вильнюсе появилась колода «Cartes Barbouillées» или «Cartes de Fantaisie». Считается что идея карт пришла из Германии и была подсмотрена в альманахах J. C. Cotta. Карты создали художник Ян Рустем (1762-1835) и гравер Ян Готлиб Кислинг (1790-1846).
Ян Рустем (1762 — 1835, Дукштяляй) — живописец и педагог. По разным версиям Рустем был армянского, греческого либо турецкого происхождения. Десятилетний сирота был привезён в 1774 году из Константинополя князем Адамом Казимиром Чарторыйским. На его средства воспитывался и учился изобразительному искусству сначала в Варшаве у Я. П. Норблина и М. Баччарелли, позднее в Германии (1788—1789). По возвращении работал художником в театре Михаила Казимира Огинского в Слониме.
С 1798 года преподавал в Главной виленской школе, в 1803 преобразованной в императорский Виленский университет, сначала в качестве адъюнкта при профессоре Франциске Смуглевиче. Много лет преподавал на кафедре рисования и живописи в Вильнюсском университете, и как в своих занятиях, так и в своей художественной практике он уделял исключительное внимание рисованию, которое в начале 19 века считалось основой всего художественного образования. Он подчеркивал важность черчения из жизни и ценил способность точно запечатлеть прохожего на улице, показав характерные черты того или иного типа человека. В отличие от неоклассиков, Рустем считал, что набросок картины-это нечто большее, чем подготовительное исследование. Его современники ценили его рисунки как самостоятельные «маленькие» произведения искусства, а бывшие ученики Вильнюсской школы искусств увековечили многие из них в своих гравюрах.
В 1820 году организовал первую в Литве выставку изобразительного искусства, на которой были представлены работы его учеников. Умер в имении Пушки под Дукштами, где и похоронен.
Кислинг Готлиб (1762-1835) гравер резцом, ученик гравирования из школы при Виленском университете после оставлен в ней адъюнктом гравировального искусства.
По закрытии Виленского университета представлял образцы своих работ в Академию художеств для принятия, но академия ответила, что Кислинг гравер искусный, но вакантного места для него в академии нет. Но предложила ему быть причисленным к академии с назначением жалованья из Кабинета или из Государственного казначейства, с тем чтобы он производил работы по заказу академии. В 1836 г., за представленные две гравюры: Флора, с ориг. Тициана, и Св. семейство, с ориг. Рафаэля (обе картины находятся во дворце Питти, во Флоренции), сделан назначенным и задана ему программа: награвировать Св. семейство, с ориг. Леонардо да Винчи, находящегося в Эрмитаже.
Рустем тесно сотрудничал со своим учеником Яном Готлибом Кислингом, который выгравировал целую серию рисунков своего учителя. Кислинг напечатал некоторые из этих гравюр на бересте, тем самым опровергая эстетику чистой белой страницы, которая преобладала в неоклассическом искусстве.
Ян Рустем сочинил «фэнтезийные карты» из разных рисунков и эскизов (мифологические, религиозные и бытовые композиции, натюрморты и портреты), решая, где разместить символы и играя с историями, мотивами и культурными аллюзиями.
В 1814 году Готлиб Кислинг согласился сделать гравюры для 100 карт Рустема и объявил подписку. Когда появились первые 50 карт, генерал-губернатор Вильнюса получил жалобу со следующим доносом:
«Главный администратор католических духовных вопросов, тайный советник князь Александр Николаевич, подарил мне несколько карт, связанных со Священным Писанием, которые могли вызвать возмущение. Он добавил, что автором является один из профессоров Вильнюсского университета, Рустем. Со своей стороны, предполагая такое занятие господина Рустема неприличным, прошу Ваше Превосходительство показать доставленные рисунки и посоветовать ему впредь не производить таких произведений, так как он мог бы использовать свой талант в лучших целях”.
Из-за жалобы, 20 карт И. Рустем были запрещены через цензуру. Они были выгравированы на одной стороне медной пластины. Гравюры запрещенных карт были лишь слегка скрещены, почти не повредив изображения. Первоначально было напечатано 80 медных гравюр, но позднее удалось воспроизвести все 100 карт.
Сейчас с полной версией колоды можно ознакомиться онлайн на сайте французской национальной библиотеки.
Также эскизы колоды доступны на сайте литовского национального художественного музея и на его экспозиции.