Рассмотрев поближе имена, характеры и истории пиковой и трефовой дамы из колоды игральных карт самое время перейти к «светлой» части фигурных женских карт. Сегодня на рассмотрении у нас самая королевская и светская дама — бубновая.
«Интересный вопрос — а кто был прообразом карточных персонажей? Русские карточные фигуры анонимны, но французские карты, послужившие основой для работы Шарлеманя, имеют свои точные имена, которые писались и до сих пор пишутся прямо на картах…
Бубновая масть традиционно ассоциировалась с богатством, сам символ бубновой масти, который мы привыкли видеть в виде ромба, до сих пор называется «diamond» — алмаз. В 16 веке даме бубен придали черты Рахили, героине библейской легенды о жизни Иакова. По легенде, она была женщиной жадной, что вполне соответствовало ее новому карточному положению«
Григоренко Е.Н. Атласные карты академика Шарлеманя, 2006
Рахиль самый древний персонаж из дам игральной колоды, одна из женщин описанных в Ветхом завете. Она была одной из жен патриарха Иакова. Одна из любимых историй эпохи романтизма это пересказ на полотнах великих художников истории о том как Иаков 14 лет добивался брака с Рахиль и его обманом женили на ее старшей сестре Лии.
После заключения брака Рахиль покидает родительский дом, но не с пустыми руками а забрав с собой изображение божества, за что навлекает на себя преследование семьи. Позже образ Рахиль забирающий ценность будут отожествлять со скупостью и любовью к деньгам, возможно из-за этого факта она стала королевой монет, которые потом эволюционировали в бубновую масть.
Рахиль умирает при родах сына Вениамина и считается проматерью еврейского народа, она жертвует собой ради своих детей и хранит еврейский народ до сих пор. Могила Рахиль сохранилась в Вифлееме и считается святыней для иудаизма, христианства и ислама.
Таким образом бубновая королева Рахиль любимая жена, экономная хозяйка, любящая мать, женщина живущая интересами своего дома и самая материальная фигурная карта из колоды.
Новая жизнь бубновой дамы пришла с французской революцией, где ее образ начал многократно меняться. Так на карте выше мы видим бубновую даму в образе Юноны, богиня брака, материнства и семейных ценностей.
Другой сюжет из античности это бубновая дама — Агриппина, в истории это имя встречается у нескольких римских женщин, но видимо на этой карте изображена мать императора Клавдия Агриппина Старшая. В эпоху романтизма был популярен сюжет «Агриппина в Брундизии», Агриппина изображалась в облачении вдовы (красная накидка), держащей урну с прахом мужа, иногда в обществе детей стоящей на корабле или выходящий на берег. Её образ символизирует супружескую верность.
Бубновая дама — Кальпурния, третья жена Юлия Цезаря. Кальпурния была дочерью знатного римского рода, прожила в браке с Цезарем 15 лет, не смотря на все побочные связи Цезарь жил с ней в одном доме и она предупреждала его о гибели, которую увидела во сне. После гибели Цезаря она жила в Геркулануме пользуясь уважением своей фамилии. Бубновой дамой Кальпурния стала на этой карте благодаря своему браку с Юлием Цезарем традиционным бубновым королем.
Еще один образ бубновой дамы в эпоху революции — промышленность и индустриализация, свобода выбора профессии. Вне всякого сомнения денежная бубновая масть благосклонно относилась к промышленникам и магнатам сделавшим состояния на развитии промышленности.
Но не только семейные ценности и материальные блага есть в бубновой даме, есть в ней изящность и лоск высшего света, к примеру эпохи Рококо и тут ее образ это Графини Рошфор. Самый живописный образ этой графини был описан в романе В. Пикуля «Пером и шпагой»:
Эта неглупая распутница, дабы выглядеть образованной дамой, держала у себя в алькове скелет человеческий. В свободное от любви время графиня Рошфор рассуждала о тайнах материи, а многочисленные любовники вешали на череп скелета свои шляпы. От обедни графиня спешила в комедию, из «Комеди Франсез», прямо от Лекена, слуги несли ее золоченый портшез в грязные кварталы Сен Марсо, где издавна селились мрачные и голодные алхимики.
Привычная нам бубновая дама из атласной колоды как известно не имеет имени, зато имеет тайну — что за маска прикрывает ее плечо? Ответа на эту загадку мне пока не удалось найти.
От своих французских предшественниц дама унаследовала оракульные значения — она замужняя блондинка средних лет. Интересно, что в отличии от бережливых домашних европейских бубновых дам, наша светская и ее главный грех сплетни.
Замечательная статья, как сказка на ночь )))
Спасибо Вам большое!
Большое спасибо Наталья! Согласна, получилось много букв и идет как сказка:)