Minchiate tarot — аркан время

Перевод главы «Time» из книги Brain Williams «The Minchiate tarot»:

В колоде Манкиате карта номер XI имеет несколько названий —  время (Il Tempo) и горбун (il Gobbo). Данная карта похожа иконографически на изображение Отшельника в таро. В самых старых дошедших до нас колодах таро — Висконти — Сфорца, ecole des beaux arts, Gringonnuer, Розенвальд — на изображении данной карты присутствуют атрибуты бога Сатурна.

В Древней Греции время отождествляли с фигурой Хроноса, который был списан с фигуры бога Кронаса. Кронос был верховным богом, повелителем Титатов, он правил на Олимпе до свержения его сыном Зевсом. Кроноса отождествляют с владычеством времени, к нему относят планету Сатурн.

На гравюре карт Манкиате показаны все артибуты отца времени — перед нами сгорбленный старик с длинной бородой опирающийся на палку или костыли, около старика расположены песочные часы и лежит олень.

Существует несколько разных художественных традиций в изображение этой карты в таро. В одни из них мы видим пожилого бородатого монаха идущего на поиск истины с фонарем. Это фигура философа Диогена, которая впервые появилась в серии гравюр Catelin Geoffroy и стала впоследствии канонам для Марсельского таро.

Похожего оленя можно встретить на иллюстрации словаря Чизаре Рипе, там огромные рога оленя символизируют преклонный возраст. Писатель Гораполлон также ассоциирует оленя с долгожительством. Заново открытый и изданный в 1499 году труд Гораполлона «Иероглифика» произвел настоящую сенсацию в умах современников. Сочинение «Иероглифика» посвящено толкованию египетских иероглифов. Изначально было написано на коптском языке, но дошло в переводе. Греческая рукопись была найдена в 1419 году на острове Андрос итальянским купцом. Гораполлон, судя по содержанию книги, иероглифической письменностью не владел, в своем методе истолкования он следует общей эллинистической традиции. Символическое толкование иероглифов в труде Гораполлона оказало большое влияние на историю дешифровки египетских иероглифов.

Сатурн олицетворяет не только время, но еще и медленную и холодную планету. В венецианском дворце Дожей планета изображается в виде красивого бородатого старца в восточном наряде с тюрбаном. Он сидит на козе и держит в одной руке косу, а из другой выливает воду из кувшина Водолея, это астрологическое соответствие экзальтации планеты и обозначение его времени. Коса одновременно является символом не только времени, но и смерти. В мифологии существует сюжет о том как Кронос пожирал своих новорожденных детей, опасаясь того, что после взросления они отнимут у него власть. Аналогично этому беспощадное время уничтожает все сущие, включая своих чад и их творения.

В таро Мантенья можно увидеть изображения бога поедавшего своих детей. В мифе Кронос не смог сесть всех своих детей, вместо новорожденного Зевса его жена богиня Рея отдала мужу камень. Когда Зевс вырос, он сделал зелье, которое заставило Кроноса выплюнуть своих старших детей, томящихся в неволе внутри него. Когда Зевс выступил против Кроноса, боги Олимпа заключили союз. Затем вместе с Зевсом боги начали борьбу с Кроносом и титанами, призвав на помощь создавших громы и молнии циклопов. Битва, которая потрясла мир до основания, длилась 10 лет, но не выявила победителя. Тогда Зевс освободил из Тартара сторуких великанов, которые поклялись в верности Зевсу. Наконец титаны были повержены и низвергнуты в Тартар навечно. По более позднему варианту мифа, Кронос впоследствии был прощен и переселен на «острова блаженных». Отсюда в представлении древних греков «царство Кроноса» соответствовало «золотому веку» человечества.

Время и Смерть изображенные вместе можно увидеть на наброске Риччи. Дородный старик Сатурн широко раскинув огромные крылья и держит песочные часы. Смерть изображена также с крыльями, но она держит косу. Молодой человек сидит за каменным столом, рядом также можно увидеть таинственную женскую фигуру — это Надежда, которая возможно поможет выиграть юноше с помощью мошенничества.

В Древнем Риме отношение к Сатурну было противоречиво, там его воспринимали богом времени и повелителем смерти, но при этом считали владыкой благодатного Золотого века. В книге “Метаморфозы” Овидия  посвящены следующие строки о неумолимости времени:

Все разрушаете вы; уязвленное времени зубом,
Уничтожаете все постепенно медленной смертью.
Не пребывает и то, что мы называем стихией.
Вас научу изменениям стихий, приготовьте внимание.
Вечный содержит в себе четыре зиждительных тела мира.

Так описывает Овидий время правления Сатурна:

Первым век золотой народился, не знавший возмездий,
Сам соблюдавший всегда, без законов, и правду и верность.
Не было страха тогда, ни кар, и словес не читали
Грозных на бронзе; толпа не дрожала тогда, ожидая
В страхе решения судьи, — в безопасности жили без судей.
И, под секирой упав, для странствий в чужие пределы
С гор не спускалась своих сосна на текущие волны.
Смертные, кроме родных, никаких побережий не знали.
Не окружали еще отвесные рвы укреплений;
Труб не бывало прямых, ни медных рогов искривленных,
Не было шлемов, мечей; упражнений военных не зная,
Сладкий вкушали покой безопасно живущие люди.

Значение при гадании

Карта времени напоминает о бренности бытия и того что все процессы конечны. Она показывает прекрасное движение времени, относительно которого мелкие проблемы становятся незначительными. Карта может предсказывать долгую жизнь и великие свершения. Если проводить параллели этой карты с картой отшельника, то можно говорить о поисках Истины, духовном пути, совершенствовании на которое уходят годы.

Автор

Евгения Устинова

Евгения Устинова

Заведующая лабораторий Victorian tarot