Мы привыкли видеть фонарь в руках отшельника на девятом аркане таро и отожествлять данный предмет со светом истины, который отшельник приносит в мир. Но символизм фонаря в картах является более интересным и разнообразным, чем может показаться на первый взгляд. Давайте немного разберем этот предмет и его скрытые символы, а также в каких колодах с ним можно встретиться.
Изображение монаха с фонарем можно встретить на картах начиная с XV века. Монах-отшельник встречается с нами в основном на французских колодах, а в Италии его образ заменяют на старика на костылях или Сатурна, символизирующего время. Но наш объект не сам монах, а то что он держит в руках. Начнем с изображения фонаря в эмблематах:
Она не боится Света. Свеча, горящая внутри фонаря. Эмблемата показывает благодать и внутренний свет, который есть в человеке, который может выстоять против самых мощных ударов судьбы. Свеча отражает свет божественный, фонарь является сосудом для его хранения.
Фонарь можно увидеть у аллегории «сомнения», которые пытаются ночью осветить свой путь и в тонком луче от фонаря прощупать почву на которую ставят трость.
С фонарем можно встретить еще одного интересного персонажа — шпиона. Свет его фонаря виден не каждому, на его плаще глаза и уши для получения информации, а рядом обнюхивает собака. Ничего хорошего от этого персонажа ждать не стоит.
Фонарь мог символизировать ночь, а также быть связан с аллегорией бдительности. В искусстве также встречается образ старца идущего среди людей в дневное время с фонарем и «ищущим честного человека» — это мудрец Диоген.
Но один из самых интересных странников с фонарем встречается в колоде Мителли тароччини:
На карте изображен Волхв который несет дары ориентируясь на свет звезды — «В христианских преданиях цари-волхвы — мудрецы-звездочёты, пришедшие поклониться младенцу Иисусу Христу. По явлению чудесной звезды они узнают, что родился «царь иудеев», мессия, и приходят в Иерусалим, где простосердечно просят Ирода, царя иудейского, помочь им в поисках младенца. Запрошенные Иродом книжники сообщают, что по древним пророчествам мессия должен родиться в Вифлееме; Ирод отправляет туда волхвов, решив использовать их, чтобы выведать имя своего родившегося соперника. Звезда, к радости волхвов, останавливается над тем местом, где находится младенец-Христос; они совершают перед младенцем обряд «проскинезы» и приносят ему в дар золото, ладан и мирру». Карта означает сложное время пути, когда надо следовать за самыми важными целями и смотреть на свою путеводную звезду. Вскоре путь будет завершен. Также карта может показывать человека, который приносит хорошие новости, деньги или подарки.
И совершенно иной взгляд на отшельника можно увидеть два с половиной века спустя в колоде Этейллы. Его монах с фонарем в руках — монах-капуцин, предатель и лицемер. Человек, который может за спиной распространять слухи, ложь и быть предателем. Возможно сам монах, изображенный на карте, на самом деле монахом не является, что и говорит о предательстве. Возможно в руках этого коварного монаха предателя фонарь играет такую же роль как и на эмблемате с шпионом? Некоторый ответ почему монах оказался ненастоящим можно найти в оракуле «L’Avenir Devoilé», который был сделан по мотивам карт Эттейллы.
Карта №32 Самозванец
«На карте изображен мужчина в темном одеянии священника, он подает золотой нищему и делает жест указательным пальцем в знак молчания. Этот мужчина одна из самых опасных фигур колоды, под маской священника скрывается лицемер, самозванец, манипулятор и нарушитель закона».
Также персонажи с фонарем встречаются в «Le petit oracle des Dames«:
На половинке карты 14 можно встретить «Мудрость» в образе старика с фонарем и посохом среди руин древнего храма. Перед нами изображение мудреца, который проделал тернистый путь поисков истины и сомнений. Также возможно данный образ является отсылкой к Диогену.
На карте №16 в одной из половин притаился с фонарем образ «Измены», он тихонько крадется и посылает кому-то своей лампой тайные послания. Данный образ резонирует с эмблематой на которой изображен шпион.
Последняя карта с фонарем из оракула это «Патруль, погоня», человек в одеянии юриста ведет за собой отряд солдат. Скорее всего тут изображен следователь для которого фонарь — это средство для поиска решения в запутанных криминальных делах, оно служит для раскрытия тайн и преступлений.
Негативными качествами наделен фонарь в другом французском оракуле — «Oracle Belline». За образом фонаря скрывается враг, неприятель, злой человек, который готов приносить зло и несчастье. Карта находиться под управлением Марса и может приносить быстрый значимый ущерб. Тут мы снова видим отражение эмблематической традиции в понимание фонаря.
Так и с нашим светильником получается очень сложная и запутанная традиция, с одной стороны свет фонаря божественен и показывает знание и божественную основу. С другой стороны фонарь является инструментом для сокрытия истины и символом измены. Современная традиция склоняется к позитивной версии значения данного символа:
Лампа, которую мудрец высоко держит над головой, должна означать также, что только мудрый человек внимательно приглядывается ко всякой вещи в своем окружении. Мы пренебрежительно относимся и не замечаем как раз предметы, которые ежедневно находятся перед нашим носом, поверхностный человек всегда надеется найти ответы на свои вопросы, прибегая к дорогим, далеким и редким вещам, между тем достаточно оглядеться вокруг себя, и ты легко найдешь ответ