Заметка подготовлена для специального номера «Хроник таро»
До нашего времени дошли документы сделанные в Византии в которых говориться о цыганах и их занятиях. Так популярной среди мужчин была профессия дрессировщика животных и предсказателя судьбы. Во время выступления заклинатель змей мог отвлечься от змеи и указав на случайного человека из толпы начать рассказывать ему о его будущем. Цыганские женщины тоже предсказательными практиками, но предпочитали делать это не на уличных выступлениях, а ходя по домам и предлагая свои услуги. Также в документах сохранились описания метода гадания того времени — оно проводилось по звездам. Привычные для нас предсказания по линиям на руках пришли в практику гаданий уже после XV-XVIII века при переселении цыган в Европу.
При переселении в Европу цыгане приняли христианство и в основном занимались попрошайничеством, гаданием и мелким воровством. Интересно, что инквизиция не карала цыган за ересь, они часто меняли место жительства, отличались крайней бедностью и не практиковали магические ритуалы.
К XV веку сложились основные профессии цыган, они занимались кузнечным ремеслом, торговали лошадьми, занимались гаданием.
Цыганы (Русские Ромы) пришли в Россию через Польшу из Германии в XVII веке, они продолжали заниматься коневодством, а женщины гаданием. Интересная деталь, что нередко в этот период времени женщины зарабатывали на гадании больше чем мужчины торговавшие лошадьми. В основном гадали по руке, на воде, бобах и игральных картах.
В культовой книге по истории и культуре цыган “Цыгане. Тайны жизни и традиции” Рэймонд Бакленд описывает гадание на бобах следующими словами:
“Славянские цыгане гадают на бобах. Клиента просят дать монету, и гадалка держит её в руках вместе с сушёными бобами. Затем она сосредоточивается на вопросе, трясёт бобы с монеткой, раскрывает руки и бросает содержимое на стол или на землю. Монетка олицетворяет клиента, а бобы и их расположение – обстоятельства жизни спрашивающего. Для гадания используется девять бобов. Площадь непосредственно перед гадалкой означает настоящее, подальше – будущее. Два, три и более бобов, лежащих рядом, означают мощные силы. Бобы, образующие прямую линию, означают дорогу; изогнутая линия – это какое-либо препятствие или задержка. Бобы, образующие большой треугольник, означают женщину, а четыре боба, расположившиеся в виде квадрата или прямоугольника, трактуются как мужчина.”
Начиная с переселения цыган из Византии после нашествия турок, в Европе появляется легенда о том, что гадательные практики цыган идут из древней культуры Египта. Эта легенда имеет отражение в трудах многих эзотериков, которые утверждали, что цыгани являлись переносчиками древних сакральных знаний выраженных в картах таро. Другая научная гипотеза проводя анализ пути миграции цыган говорит о возможном принятии гадательной практики из Греции, где она была широко распространена и существовало большое количество учений и сект. Эта гипотеза находит свое подтверждение в Византийских источниках, где говорится о гадательном промысле цыган как одном из основных занятий. Возможно цыгане научились умению предсказывать судьбу еще раньше, так как существуют группы цыган, не дошедших до Византии и оставшихся в Средней Азии, методики гадания которых схожи с гаданиями европейских цыган.
Начиная жизнь в Европе цыганские женщины относились к гаданию уже как к профессии, которая передавалась по материнской линии и имела широкое распространение. К этому периоду времени происходит формирование определенного стиля гадания, включающий в себя элемент аферы и богатый опыт общения. Благодаря тому, что цыганки передавали свое мастерство и имели большой опыт общения с людьми они могли давать достаточно реалистичные прогнозы и необходимые советы. На первые практические работы матери брали дочерей начиная с возраста 7 лет.
Чарльз Годфри Леланд (1824 — 1903), первый председатель Цыганского фольклорного общества, в своей книге «Цыганское колдовство и гадание» пишет:
«Цыганка-гадалка привыкла в течение многих лет пристально вглядываться в глаза тех, кому гадает. Перед доверчивыми девочками с богатым воображением она делает вид, будто мистическим образом, используя все свои способности, проникает прямо им в душу. Глядя на руку или в глаза и не переставая уверенно сыпать словами, она порой чувствует, что сделала правильный ход и догадалась об истинной природе событий в жизни человека, которому гадает. Это воодушевляет её. В её подсознании просыпается „дух сна“. Он выхватывает из тайных сундуков памяти странные факты и ассоциации, а вместе с ним приходит – часто бессознательно – быстрая проницательность; и вот цыганка на самом деле кажется провидицей. Однако в таких случаях не стоит говорить о ясновидении, просветлении или колдовстве».
Среди цыганок существовали также разные методы гадательной практики для “своих” и для “чужих”. Внутри табора гадания использовались в основном для оценки и принятия решений.
В Российской империи существовали три независимые традиции цыганского гадания:
- Русские Ромы предпочитали работать в деревнях, вначале они просили милостыню у крестьян, а потом предлагали свои услуги по предсказанию будущего.
- Другая группа цыган ловарки предпочитали селиться в городах и обслуживать мещанское сословие. Они снимали дома, создавали в них таинственную атмосферу сакральности и нарабатывали клиентскую базу. Но набрав определенную сумму они уезжали из города в другой, чтобы снова начать карьеру с нуля.
- К последней группе относятся цыгани приехавшие из Венгрии (Кэлдэрары), которые проводили сеансы гаданий на ярмарках, базарах и рынках.
Благодаря широкому распространению традиций гадания у цыганок существует огромное количество художественных произведений на данную тематику. Так в самой популярной по количеству постановок опере Ж. Бизе “Кармен”(1875) мы можем встретить красочную сцену гадания на картах в начале 2 акта оперы.
Интересно было бы взглянуть на колоду карт на которой гадали цыганки. Видимо благодаря кочевой жизни и принятию различных культур по Европе в руках цыганок были самые разнообразные колоды. Где-то они использовали карты Таро, где-то немецкие игральные карты или французскую колоду для игры в пикет. Активно использовались те колоды, которые можно было купить, если какие-то карты стирались или терялись их заменяли нарисованными от руки игральными картами. Встречались также колоды в которых были смешанные карты Таро, игральные карты и нарисованные от руки недостающие карты, были также полностью нарисованные от руки колоды. Скорее всего в Российской империи цыгане для гадания использовали самые доступные атласные карты 2го сорта, так как стандарт этих карт сохранился до наших дней, то можно предположить, что гадание у цыганок именно на этой колоде продолжается уже более 150 лет.
В начале XIX века в Европе начинает издаваться так называемый “Цыганский оракул”, который благодаря своей простоте и лаконичности выходит до сих пор под разными названиями и с различным количеством карт (от 36 до 52). Под таким именем издаются карты группы карт Sibilla («Sibilla della Zingara», «La Vera Sibilla», «Sibilla-800», «Oracolo della Sibilla», «Misteri della Sibilla» и д.р.) в Италии, Zigeuner — wahrsagekarten в Австрии. Особенной популярностью эти колоды пользуется в Венгрии. Также существуют колоды “Gypsy oracle cards”, которые издаются в Америке и являются одной из модификаций колод традиционного оракула Ленорман в расширенном издании на 52 карты. Очевидно этот оракул появился в Германии и впитал основные темы, которые в своих разнообразных раскладах раскрывали цыганки, каждой теме соответствовала своя карта.
Карты из цыганского оракула как правило содержат определенные группы карт — друзья и близкие люди, враги, работа, здоровье, общение, настроение, жизненные циклы. На картах встречаются дамы и господа разных возрастов, возлюбленные и вдовцы, заключаются сделки, происходят болезни, смерть и рождение, праздники и пожар, мы видим Амура, якорь Надежды и многое многое другое в аллегорических символах или бытовых сценах. Все нехитрые сюжеты и события европейской жизни начала XIX века вне всякого сомнения проигрывались на любой из колод цыганки к которой обращались клиенты. Для работы с этими картами иногда используют один из цыганских по духу раскладов:
1 карта — сейчас (то, что произойдет сейчас)
2 карта — через час
3 карта — вечерочком
4 карта — поздним вечерочком
5 карта — на всю ночку
6 карта — стучит (будет вот-вот)
7 карта — гремит (могут помешать)
8 карта — тревожит
9 карта — двери открывает (помогает)
10 карта — судьбу решает
Но вернемся к реалиям Российской империи и населяющим ее цыганам, которые скорее всего гадали на простых игральных картах. Опять же сложно сказать какую точно давали интерпретацию карт цыганки, возможно она сильно варьировалась от табора и региона, но точно можно сказать то что скорее всего эти гадания соответствовали общей традиции русского гадания на игральных картах.
С приходом советской власти цыгане получили больше свобод и прав, они организовали свои союзы, велись активные публикации на родном языке, широкие просветительские работы и исследования культуры. Но при этом под запрет попадали “цыганские” профессии, связанные с разведением и продажей коней, гаданием на картах. В 30-е годы XX века цыганский союз попал под запрет и привычный уклад жизни в таборе все больше перестраивался под быт советского человека. Великая Отечественная война также сильно повлияла на жизнь цыган, многие из тех кто оказался на оккупированной территории был отправлены в лагеря смерти, другие уходили на фронт и не возвращались. В 50-е годы XX века началась активная застройка предместий крупных городов, в которых традиционно селились таборы. Переселение в типовые квартиры сильно пошатнуло привычный уклад их жизни.
Но несмотря на все злоключения и запреты мощная традиция гадания на картах сохранялась и передавалась среди цыган. С 1918 до конца 1980-х годов под запретом были любые книги с описанием гадания на картах и только цыгане помнили и сохраняли внутри своего сообщества накопленный опыт раскладов и значения карт.
Последним штрихом к культуре гадания на картах среди цыган хочется добавить любопытный факт — до 1995 года в Европе система гадания на картах Ленорман была практически забыта, но именно в этом году, спустя более 50 лет после перерыва в печати колод, выходит новая колода Gipsy Lenormnad oracle card. Она рассматривает привычные 36 символов колоды малой Ленорман сквозь призму цыганских традиций, что лишний раз говорит о том, что цыгане самый верный народ по сохранению своей культуры и любви к предсказательным практикам.