Впервые карты для обозначения спрашивающего появились в 1770 году в игральной колоде для гадания Эттейллы, для этой цели предназначалась дополнительная пустая 33 карта («Эттейла, или Способ развлечь себя колодой карт». Книга была посвящена методике гадания при помощи обычной колоды игральных карт. Определенно, что в описании этой методики он использовал обычную колоду карт «piquet», т.е. стандартную игральную колоду в 32 карты, к которой он добавлял одну нетрадиционную карту Спрашивающего под названием «Etteilla»).
Для раскладов на данной колоде было очень важно позиция данной карты относительно других и ее прямое или перевернутое положение, об можно прочитать в книге «Киевская ворожея, или Зерцало волшебных открытий…» выпущенной в Москве тип. Ф. Иогансон, 1878 г.:
Бланка перевернутая верхом вниз обозначает, что гадающее лицо чем-то озабочено или опечалено. Случается, что бланка совсем не выйдет. Тогда процедуру гадания повторяют до трех раз. Если же не выйдет и в третий раз — это знак, что кто-то вмешивается в гадание.
В данной системе гадания карта бланка еще не имеет полового различия, которое появилось в следующей работе Эттейлы 1788 года, которую сейчас мы знаем под названием “Большой Эттейлла”. В колоде мужской сигнификатор появляется под картой №1 “Хаос”, а женский под картой №8 “Отдых”, описание двух карт из книги Н. Кумоняевой “Подлинное таро Эттейлы”:
№1 «Хаос» — эта карта символизирует собой мировой хаос (т. е. то, каким был мир до начала времен); она всегда символизирует состояние чувств того мужчины, который в настоящий момент сидит перед вами и вопрошает о своей судьбе или хочет получить иное предсказание будущего посредством колоды Таро. Если эта карта не вышла, то следует ее поискать в колоде и поместить в начале ряда (если гадают для мужчины).
№8 “Отдых” — это карта Спрашивающей, если она женщина. Если вы гадаете для дамы и если эта карта не находится в числе тех, которые вы вытянули, то нужно взять ее из колоды и положить в начало ряда. На Аркане изображена наша прародительница Ева в момент, когда Змий советует ей отведать запретный плод. Таким образом, истинное значение Аркана № 8 — это искушение.
Данные карты дают глубокое и аллегорическое отношение к образам мужчины и женщины для обозначения в гадании XVIII века, они оторваны от реальных персонажей и типажей своего времени. Мужчине дается главная роль как “первопричине” всего существующего, в то время как женщина представлена в момент искушения и не сулит радужных перспектив.
После выхода в свет колод Эттейллы к концу XVIII века карта для обозначения спрашивающего прочно вошла сначала во французскую картомантию, а позже появилась в немецких оракулах и стала широко воспроизводиться в других европейских предсказательных системах. Так в “цыганских оракулах”, имеющих хождение в Германии, на территории Австро-Венгерской империи и в Италии первые две карты или две карты в середине колоды имеют портреты девушки и юноши с сердцами в уголке и надписями — возлюбленный/возлюбленная. Эти карты используются для обозначения спрашивающего и дорогого его сердцу человека.
Можно говорить о том, что к началу XIX века в гадании на картах произошло четкое выделение двух особенных карт для обозначения романтической связи между ними. Если обратиться к книгам по гаданию на игральных картах, которые переводились на русский с немецких и французских оригиналов, то можно встретить особую роль червонной дамы и червонного короля.
Также как и в немецких картах с “сердечком в левом верхнем углу” эти карты использовались для обозначения возлюбленных или спрашивающего и интересующего его человека (“Гадание на 52 картах по системе, известной в 40 и 50 годах XIX века петроградской гадалки Матреши”, 1918г.): червонный король — любящий человек средних лет или пожилой. Муж, жених, друг, вдовец. Червонная дама — любящая женщина, безразлично замужняя, вдова или девушка.
Систему карт малой Ленорман вне всякого сомнения стоит относить к колодам XIX века, несмотря на то что ее точный прообраз “Игра надежды” (Das Spiel der Hofnung) была выпущена в 1799 году в Нюрнберге. На карточках игры отражается нравственные наставления и показывается как необходимо прожить достойную жизнь, в которой любовь занимает важное место. Если игрок попадает на карточку №24 “Сердце” — получивший это сердце сразу же предложит его №28 Юноши или №29 Девушке. Если игрок попал на карты не через сердце дается следующая инструкция: №28 Юноша отправляет игрока к сияющему №31 Солнце надежды. №29 Девушка отправляет игрока на карточку №32 Луна. В этих двух различных путях прослеживается еще и средневековое разделение мира на Солнечный, амбициозный, разумный мужской путь и загадочный чувственный, страстный, интуитивный Лунный женский мир. По этим двум небольшим ссылкам можно проникнуть в традиционный европейский уклад.
В первом пособии для гадания на картах Ленорман 1848 года “Объяснения карт знаменитой предсказательницы девицы Ленорман” можно встретить следующие объяснения карт:
Кавалер. Господствующая карта в игре, также как и следующая №29 и означает счастье или несчастье того, кто гадает.
Дама. Карта той же самой важности. От ее положения в игре зависит все, не смотря на обороты того, кто раскладывает карты.
Здесь можно увидеть исключительную важность карт для гадания той эпохи, основным раскладом которой был расклад на полную колоду. При таком раскладе считываются карты которые лежат в непосредственной близости от карты спрашивающего и особый интерес вызывает направление фигуры или взгляда. Так если мужчина и женщина оказались на одной линии расклада и смотрят друг на друга это означает полное взаимопонимание и любовь, карты которые оказались между ними могут указывать на сложности и проблемы. Самый неблагоприятный исход если фигуры “отвернулись” друг от друга и обращены в разные стороны, это может свидетельствовать о размолвке или разнице во взглядах на мир.
В 1997 году вышла книга Анны Котельниковой “Уроки предсказания с Марией Ленорман”, где дается расклад “Отношения” в котором автор детально прорабатывает значение отношения между мужским и женским сигнификатором в раскладах:
В раскладе участвует вся колода. После перемешивания карты выкладываются по три, тремя вертикальными рядами по четыре тройки.
Расклад интерпретируется относительно карт мужчина и женщина, все остальные карты рассматриваются в контексте их удаления или близости к этим ключевым картам.
В первую очередь следует обратить внимание на расположение в раскладе ключевых карт: близко или далеко они находятся относительно друг друга, высоко или низко.
Чем ближе карты друг к другу, тем больше связь между людьми, интенсивнее отношения. Если же мужчина и женщина расположены далеко друг от друга, то это свидетельствует об отсутствии близости.
Особый случай – если ключевые карты расположены на одной горизонтальной линии или в одном столбце. Тогда пристального внимания требуют карты, расположенные между ними, – они дадут ключ к пониманию проблем этой пары
Если пара ключевых карт находится в нижних рядах расклада – это знак того, что на взаимоотношения двух людей большое влияние имеют обстоятельства, различные внешние факторы; если же в верхних – развитие отношений больше зависит от действий самих влюбленных.
Посмотрите, чья карта лежит выше. Этот фактор укажет нам на лидера в отношениях, на человека, от действий и решений которого в большей степени зависит дальнейшая судьба пары.
Расположение двух ключевых карт в одной колонке говорит о достаточно близких отношениях, но построенных по принципу управления и подчинения. Чем больше между картами разрыв, тем более авторитарен партнер, представленный верхней картой. Карты, находящиеся в этом случае между ключевыми, помогут нам понять характер зависимости, удерживающей людей в этой паре. Впрочем, если там находятся однозначно благоприятные карты, можно говорить о том, что такое положение всех устраивает.
В XX веке с развитием психологии и чередой сексуальных революций отношение к картам №28 и №29 также изменилось — из двух сигнификаторов для обозначения людей была сделана попытка выделения их основных черт и переноса этого значения в гадание. Так, мужчина стал обозначать не только возлюбленного, но и отца, сына, брата, друга а позже определенный стиль поведения. “Солнечный” мужчина стал олицетворять энергию, рациональность, решительность, напор, страсть и желание доказывать свое доминирование. Его появление в раскладе для женщины стало показывать необходимость взять себя в руки, проявить инициативу и решительные действия. “Лунная” натура женщины ушла больше от эмоциональности к интуитивности, созидательности, заботе, нежности, творчеству и определенной пассивности.
Новое расширение произошло в XXI веке, когда оказалось новые гендерные роли дошли и до традиционных карточных систем. Уже не вызывает удивление присутствие в колоде двух мужчин и женщин, которые могут образовывать пары любого состава. Хотя с таким инструментарием можно описывать не только романтические истории, второй мужчина может стать начальником или родственником, а вторая женщина берет на себя роль лучшей подруги или наставника. Видимо в современно обществе становится еще сложнее сказать о чем говорят эти карты, какие роли они несут, описывают ли они проявления поведения человека или дают советы о смене стратегии? Это проявление женственности, маскулинности, партнерских отношений или любовная история? Мужчины не стыдятся быть феминными, а женщины привыкли показывать маскулинность, возможно в современном запросе совсем скоро появится карта 28/29 “Андрогин” и наступит полное гендерное равенство. Однозначно можно сказать лишь о том, что схемы заложенные при создании колоды 220 лет назад, во много раз переросли свое первоначальное толкование.
Очень любопытное видение мужских и женских ролей можно найти в колоде Роберта М. Плейса 2013 года “The Burning Serpent Oracle”, помимо повернутых в разные стороны 2 мужских и 2 женских карт в колоде можно встретить две любопытные архетипические карты №37 Осирис и №38 Изида. Данные карты обозначают мужской и женский архетип и высшие его проявления, Осирис может стать предвестником неприятных неожиданностей, а Изида показывает на скрытое тайное знание.