После заметки о пиковой даме мне захотелось расширить историю и описать трех оставшихся дам. И продолжить стоит с одной из самых загадочных карточных фигур — дамы треф.
Основная загадка трефовой дамы это ее имя, как видно на картах выше и ниже традиционно ее называют Аргина (фр. Argine). Все фигурные карты имеют свои исторические прототипы, но эта дама единственная имеющая лишь ряд гипотез о происхождении своего имени.
Первая гипотеза опирается на семантику и предполагает, что Argine это анаграмма латинского слова Regina (королева). Другая теория обращается к мифологии, где пытается найти героиню с таким именем, но кроме скандинавского эпоса, где подобное имя носит герой победивший амазонок, мы нигде его не встречаем.
Иногда образ трефовой дамы открывают через трефового валета, известно что он носит имя рыцаря круглого стола Ланселота и имел даму сердца прекрасную королеву Гвиневру. Гвиневра в свою очередь была женой короля Артура и далее следует неоднозначная трактовка их отношений с Ланселотом. Однозначно можно сказать, что королева Гвиневра была прекрасной дамой для Ланселота, он служил ей, совершал подвиги, сочинял стихи. После смерти короля Артура Гвиневра отвергает ухаживания Ланселота и уходит в монастырь. Возможно трефовая дама не имеет имени специально чтобы представлять из себя идеал Прекрасной дамы средневековья?
Прекрасная дама регулярно меняла свой облик в истории Франции, фаворитки и любовницы королей становились Аргинами в колодах своего времени. В разное время ими были Диана де Пуатье, Марион Делорм и многие другие известные на любовном фронте женщины своей эпохи.
Великая французкая революция убрала из фигурных карт образы королей и королев и вернулась к мифологическим сюжетам, тут начинается полная путаница с образом трефовой дамы.
Некоторые авторы приписывают ей образ Афины Паллады, другие добродетельную Лукрецию, третьи Гекубу, а четвертые Филиону — символ обаяния. Из-за несложившегося образа этой дамы было сложно выделить ее характер и раскрыть его через соответсвующие аллегории.
Еще на одной карте, изданной непосредственно после революции, мы можем увидеть даму треф как аллегорию прессы — старая дама с восхищением стенографирует сплетни, принесенные сорокой на своем хвосте, и видимо скоро эти заметки выйдут в печать. Ура свободе слова!
В то время как образ трефовой дамы никак не мог быть определен в системе игральных карт оракульные традиции Франции и Италии четко выделили ее положение. При появлении в раскладе эта дама обозначает брюнетку, итальянцы добавили, что это скорее всего подруга или родственница.
Русская карточная традиция была преемницей французской, только имена фигурным картам она добавлять не стала. Дама треф не восхитила поэтов или художников, про нее практически нет никаких упоминаний и ее образ так же загадочен как и в Европе. Если рассматривать трактовку дамы в книгах по гаданию XIX века то обычно там говорилось — верная приятельница, близкая подруга, родственница, кормилица. В качестве сигнификатора даму использовали женщины среднего возраста, чаще всего замужние.