«Тогда близ нашего селенья
Как милый цвет уединенья,
Жила Наина. Меж подруг
Она гремела красотою.»
«Открою тайну: Я колдунья!»
А.С.Пушкин «Руслан и Людмила».
«Я — словно пифия, я — извлекаю суть
Брожу по чердакам смятённого сознания.
Как долог, как таинственен мой путь
От заблуждения до душепрорицания.»
Татьяна Гордиенко, 2012
«Она смотрела, видев лишь узоры
Нежнейших кружев тайн бытия.
Неведомы ей зависти и ссоры,
Стоит она на грани бытия,
Ловя Бессмертных алчущие взоры
И тишина…»
Из Гимна Персефоне.
Коломиец С.Р.
Очень красивая и сексуально привлекательная женщина изображена на Старшем Аркане Верховная Жрица в Романтической Викториане. То ли цыганка, то ли гречанка, не совсем понятно, но чувствуется, что каких-то восточных кровей. Прекрасная грудь её обнажена, волосы распущены и такое ощущение, что она уже где-то далеко своми мыслями, чувствами и ощущениями. Ещё чуть-чуть, и мы, возможно, станем свидетелями, свершаемого ею таинства, и, окутанные облаком, воскуряемых магических благовоний или трав, тоже вместе с ней сможем проникнуть за завесу тайны и соприкоснуться с этим скрытым от многих глаз пространством абсолютного знания, но только лишь, если нам это будет это позволено, ведь перед нами Верховная Жрица, и она не всем раскрывает свою тайну…
Для изображения этой прекрасной Верховной Жрицы Карен Махони и Алекс Уколов использовали гравюру на основе живописи британского и немецкого художника Герберта Хорвица под названием «Ведьма», и, как обычно, видоизменили её, добавив красок, нарисовав две колоны белого и чёрного цвета за Жрицей, а также чуть изменили её взгляд и само расположение фигуры.
Несмотря на все эти доработки, лично у меня, это изображение больше ассоциируется с пифией, нежели чем с ведьмой.
И всё же, для начала, давайте совсем чуть-чуть расскажу об образе ведьмы в живописи, который очень сильно изменился с античных времён, и совсем не был сфорирован до эпохи Возрождения. Но в начале этой эпохи появился человек, который очень сильно повлиял на формирование современного образа ведьм — немецкий гравер и художник Альбрехт Дюрер.
Авторству Дюрера принадлежат две гравюры, которые создали тот двойной стереотип внешности ведьм, который существует и по сей день. Итак, одна из гравюр, датированная 1497 годом, называется «Четыре ведьмы» и даёт нам понять, что ведьма может быть молодой, изящной и привлекательной для мужчин. Вторая гравюра, созданная Дюрером в 1500 году «Ведьма, скачущая задом наперёд на козле», показывает, что ведьма может быть и старой, уродливой и отвратительной.
В 1565 Брейгель впервые изображает котёл на огне, который использует ведьма, и с тех пор ведьма и котёл неразлучны. Так же, хочу упомянуть и Гойю, офорты на которых он изображал ведьм, считаются самыми выразительными.
Со временем, стал доминировать образ ведьмы, как молодой и красивой женщины, который распространен и в наше время, например, как на картине английского живописца Джона Уильяма Уотерхауса «Магический круг» 1886.
В центре картины изображена ведьма, опять то ли цыганской, то ли восточной внешности с прекрасными женскими формами, совершающая какой-то колдовской ритуал у костра и очерчивающая вокруг себя магический огненный круг, за пределами которого находятся вороны, один из которых сидит на черепе; так же, вдалеке, под навесом совсем неотчетливо видны фигуры сидящих людей. Ведьма изображена в профиль, мы не видим её лицо, но во всём её облике чувствуется решительность, уверенность. Она прекрасна в своей магической сосредоточенности, в ней чувствуется внутренняя Сила, которая, в тоже время сочетается с женственностью. Полностью увлечённая колдовским процессом, не замечая ничего вокруг себя, ведьма притягивает к себе наш взгляд, его трудно отвести, но, в тоже время, она и отталкивает нас, не допускает полностью на свою колдовскую территорию; помогает же ей в этом, магический круг, содержащий энергию и образующий сакральное пространство, в тоже время защищающий саму ведьму. Но, как мы видим, круг это не дорисован, не замкнут, а значит у нас всё же есть возможность, совместно с ведьмой, стать участниками колдовского процесса и приобщиться к магическим знаниям.
Ну, а теперь перейдём к пифии, на которую, как мне кажется, всё же больше похожа героиня картины Хорвитца и образ которой, на мой взгляд, более полно передаёт глубинное содержание этого Старшего Аркана.
Пифия — в Древней Греции жрица-прорицательница Дельфийского оракула в храме Аполлона в Дельфах, расположенного на склоне горы Парнас. Дельфы считались пупом мира, ибо там находился омфал (посвящённый Аполлону камень хранился в его храме, имел вид монолитной глыбы и находился в целле, в окружении двух золотых орлов).
Именование Пифия происходит от змея Пифона. Пифон в греческой мифологии чудовищный змей, рождённый Землёй Геей. И этот самый Пифон сторожил прорицалище Геи и Фемиды в Дельфах, но при этом опустошал окрестности Дельф.
Жрицей Дракона, озвучивающей прорицания от Дельфийского Оракула ( Оракул (лат. oraculum, от oro — «говорю, прошу») — наиболее распространённая в античности форма прорицания. В более широком смысле под оракулом понимали и прорицалище — место, где оглашалось предсказание, и сам текст предсказания. В современном языке под оракулом понимается предсказатель будущего, а также человек, все суждения которого признаются непреложной истиной, откровением)
была обязательно женщина, обладавшая определёнными способностями (их специально к этому готовили). Пифия готовилась к прорицанию трёхдневным постом и омовением в Кастальском источнике. Перед прорицанием надевала роскошную одежду, возлагала лавровый венок на голову, пила воду источника Кассотиды и жевала лист священного лавра. Затем она садилась на колоссальный треножник (из жёлтой меди или по другому варианту из золота) стоявший над расшелиною, и, впадая в экстаз от одурманивающих паров, исходящих из логова Пифона, пророчествовала. Через какое-то время Аполлон убил Пифона и основал на этом месте древнего прорицалища Храм и учредил Пифийские игры. За убийство Пифона на него разгневалась Гея и хотела низвергнуть Аполлона в Тартар. Но он отделался лишь восьмилетним изгнанием. Из этой истории видно, что сами истоки этого оракула хтонические.
Согласно древнегреческой мифологии, первой пифией в Дельфах была Фемоноя — дочь Аполлона.
Эта первая жрица Аполлона в Дельфах, стала давать пророчества в гексаметрах, который изобрела. И это она произнесла изречение «Познай себя».
И первая же картина, всплывающая в моём сознании, на которой изображена пифия, — это великолепная «Дельфийская пифия» Джона Кольера. Обратите внимание на выражение её лица, и хотя, её глаз закрыты, но… быть может это задумка самого художника, изобразившего падающую тень от капюшона так, что создаётся такое впечатление, что глаза пифии открыты, и всматриваясь в них, я вижу бездну…
Именно эта картина, с моей точки зрения, отражает, то состояние проникновения за завесу тайны бытия, на которую лишь намекает «Ведьма» Хорвица. Весь облик пифии Кольера очень ярко выражает собой то, что в момент пророчествования пифия на время как бы заменялась богом, она пророчествовала от первого лица. Именно поэтому вопрошающего предупреждали, что его мысли должны быть чисты, а слова – иметь хорошее значение. Чтобы гарантировать благосклонность пифии, вопрошающий должен был принести в Дельфы ещё и обильную жертву.
Есть ещё две картины, на которых тоже изображены пифии, но уже совершенно в других стадиях процесса своего пророчества. Первая картина Джона Уильяма Годварда «Дельфийский Оракул», 1899, вторая — » Пифия» Ж.Ф.А. Лёве.
На картине Годварда изображена прекрасная полностью обнажённая молодая девушка. Скорее всего, она только начинает подготовку к процессу пророчества. Что интересно, в начале пифией была юная дева, но, после того как Эхекратид из Фессалии, влюбившись, похитил пифию, дельфийцы решили выбирать пифию из числа женщин не моложе пятидесяти лет, но она должна была носить одежду девы. На второй картине, Лёве, как мне кажется, пифия уже завершила процесс пророчества или близка к этому.
Она полулежит на своём пророческом троне, её прекрасное практически полностью обнаженное, мраморное тело абсолютно расслаблено, глаза закрыты. Где она сейчас? Всё ещё за завесой другой реальности, откуда она черпает информацию или уже возвращается и отдыхает после пророчества? Хочется добавить, ни жива и ни мертва. В своих Плутарх Пифийских трактатах Плутарх говорит о ядовитых испарениях, порой приводящих к смерти пифии. Вдыхая их, пифия приходила в такое исступленное состояние, что по завершении прорицания производила впечатление воина после битвы либо вакханка или корибанта после танца. Остаётся надеяться, что наша пифия скоро придёт в себя.
В древнее времена, при храмах существовали ещё и сивиллы, тоже занимающиеся пророчествами и экстатически предрекающие будущее, зачастую бедствия. Важно отметить, что в отличие от сивиллы, с которой часто отождествляется пифия, она не давала осознанных прорицаний, а являлась, медиумом Аполлона, его орудием.
В этом и есть уникальность пифии (оракула, жрицы), она являлась теми вратами, через которые можно было напрямую общаться с божеством, задавать ему вопросы.
И именно эта, одна из многих граней Старшего Аркана Верховная Жрица, проявляется в нас таким образом, что мы легко можем считывать информацию из окружающего пространства и использовать её себе и другим во благо.
И если, Ваша внутрення Жрица проснулась, поверьте, значит ей есть, что Вам поведать. Позвольте ей проявиться в Вашей жизни! Не сковывайте и не сдерживайте её и себя, также как прекрасная девушка с развивающимися на ветру волосами и полу обнажённой грудью, на картине уже известного нам Герберта Хорвица, но на её хрупких запястьях мы видим наручники с тяжёлой цепью. Не напоминает ли она Вам ведьму, с описания которой, мы начали сиё повествование? Не отказывайтесь от пробудившейся в Вас Жрицы, ведь то, что она выбрала Вас в ученики, на самом деле, очень большая удача, так как Жрица, хотя и готова делиться знаниями, но просто так их Вам не отдаст, может устроить проверку, посмотреть готовы ли Вы к этому? Так что, не стоит удивляться, если вдруг Вам захочется больше времени проводить наедине с собой, знакомиться, создавать или реорганизовывать своё внутренне пространство, куда для всех желающих, без Вашего разрешения, доступ закрыт.
Всегда помните о том магическом круге, который вокруг себя рисует колдунья на картине Джона Уильяма Вотерхауза. У него есть ещё и другая картина «Посещение оракула», 1884, на которой, художник очень чётко изобразил границу, между оракулом и посетителями, доступ которым на территорию пророчествующего оракула, просто напросто закрыт.
Обращайте внимание на свои сны, в них Жрица, может открыть Вам как тайны Вашего внутреннего мира так и законов Мироздания. Если же Вы будете прилежно учиться, то помимо всего, Вы получите в дар от Верховной Жрицы интуицию, которой Вы будете доверять, глубокий интерес к тайным знаниям, а через познание внутреннего мира — проникновение в Тайны природы, чувствительность и умение сочувствовать.
Жрица несёт в себе и проявление материнства, заботу, уважение к любой форме жизни и возможность понимания цикличности природных процессов; она привносит в жизнь красоту, гармонию и спокойствие. Верховная Жрица умеет путешествовать между двумя мирами: физическим и потусторонним, яви и нави, умеет проникать в тайну, но, в тоже время, и хранить её. Не даром, одним из архетипов Верховной Жрицы является Персефона — греческая богиня царства мёртвых. Дочь Зевса и Деметры, супруга Аида, который с разрешения Зевса похитил её. В римской мифологии Персефоне соответствует Прозерпина.
Каждый год покидает свою мать Персефона, и каждый раз погружается Деметра в печаль. И вся природа скорбит об ушедшей, наступает зима. Спит природа, чтобы проснуться в радостном блеске весны тогда, когда вернется к своей матери из безрадостного царства Аида Персефона….
Так используйте этот дар, свою интуицию, свою способность видеть скрытое и глубинное, погружайтесь в бездну Души! Ваш мост между сознательным и бессознательным крепок для таких путешествий и выдержит их. Возвращайтесь из этого путешествия обновлёнными и обогащёнными!