XIX век в Европе был уникальным временем, именно тогда произошло окончательное формирование сословий и повседневного жизненного уклада. Религиозное мышление еще имело силу, накопление капитала позволяло добиваться повышения качества жизни многих людей и появился своеобразный архетип человеческой жизни. Ярче всего следы его можно встретить в живописи, литературе и на страницах газет и журналов, которые начинали свой расцвет, а также в многочисленных настольных играх и предметах повседневного обихода.
Рассматривая популярные в то время карты можно заметить множество сходных символов в совершенно различных системах, начиная от оракулов и заканчивая простыми игральными картами. Образы и метафоры, которые непонятны людям живущим в XXI веке, легко читались современниками и плавно пронизывали многие гадательные системы. В этой заметке мне бы хотелось рассмотреть некоторые сходные мотивы в оракуле малой Ленорман, системе Цыганского оракула (zigeuner wahrsagekarten) и других популярных немецких и французских предсказательных системах XIX века. Будем рассматривать по порядку карты из оракула малой Ленорман и сравнивать их с другими системами.
Прототип колоды малой Ленорман была нравоучительная детская игра “Игра Надежды” (Das Spiel der Hofnung), выпущенная в 1799 году в Нюрнберге. Большинство настольных детских игр содержали познавательно-воспитательную функцию и давали детям во время игры познакомиться с ситуациями из мира взрослых. Маркус Кац и Тали Гудвин в книги “Гадание по картам Марии Ленорман. Старинный оракул для современной жизни. История, теория и практика” описывают игру следующим образом:
Если разложить карты квадратом 6х6, как требуют правила игры, можно заметить, что игроку предлагается своеобразный рассказ о моральных ценностях и добродетелях. В первом ряду мы видим символы родного дома и странствий. Затем мы переходим к смертности, времени и работе. Дитя в третьем ряду предваряет животное царство, а за башней в четвертом ряду следует препятствия, пути и сердце. Предпоследний ряд содержит символы коммуникации — кольцо, книгу, письмо, а потом идут мужчина, женщина и лилия — намек на сексуальность. В последнем ряду фигурируют светила — Солнце и Луна, а завершается последовательность религиозными символами ключа, рыб, якоря и креста.
Две самые немногословные карты в колоде Малой Ленорман это карты 28 и 29 “Мужчина” и “Женщина”, как правило они указывают на спрашивающего и его любимого человека, иногда в частных случаях на проявление феминных и маскулинных качеств в различных ситуациях. Впервые карты для обозначения спрашивающего появились в середине XVIII веке в игральной колоде для гадания Эттейллы, для этой цели предназначалась дополнительная пустая 33 карта. В последующем карта для обозначения спрашивающего прочно вошла сначала во французскую картомансию, а позже появилась в немецких оракулах и стала широко воспроизводиться в других европейских предсказательных системах на игральных картах. Так в “цыганских оракулах” первые две карты или две карты в середине колоды имеют портреты девушки и юноши с сердцами в уголке и надписями — возлюбленный/возлюбленная.
Интересно, что в Российской империи существовала только одна дошедшая до нас предсказательная карточная система с сигнификаторами — “Гадательные карты знаменитого профессора Сведенборга” (1859г.).
Первая фигура встречающаяся на картах Ленорман это всадник, как правило образ всадника символизировал два важнейших процесса повседневной жизни начала XIX века — это путешествия и обмен письмами и сообщениями. Что же везет этот всадник, вести или самого себя? Традиционно всадник указывает на процессы коммуникации. Его образ можно встретить в французских оракулах, но не в одиночку а качестве участника движения карты “voyage”.
Карта №2 “Клевер” используется исключительно в картах колоды Ленорман и изображение клевера практически не встретить на предсказательных картах XIX века, хотя этот образ регулярно изображают в качестве пожелания счастья на европейских новогодних открытках.
На карте №3 изображен корабль несущийся по волнам. Этот символ движения, цели и человеческой жизни часто можно встретить в различных оракульных системах. Так во французских предшественниках “Le Petit Oracle Des Dammes” можно встретить два типа кораблей — один плывет в спокойном море и называется “удачное плавание”, второй же тонет во время сильного шторма и называется “кораблекрушение”. Первый вариант корабля сулит удачное путешествие и достижение цели, второй же предупреждает о катастрофе и больших потерях. В немецкой оракульной традиции также есть изображение корабля, но он чаще всего связан с торговлей и корабль служит “фоном” для фигуры предприимчивого торговца. Таким образом мы можем говорить сразу о трех ассоциациях с кораблем в XIX веке — это приятное путешествие, страшное кораблекрушение и торговые вопросы
Одна из карт, которая встречается практически в каждой европейской предсказательной системе это карта №4 “Дом”. Как правило художники старались придать рисунку на этой карте вид шикарной загородной виллы или красивого особняка. Карта везде означала дом и семью.
Карта №5 “Дерево” и карта №6 “Туча” также как и клевер не встречаются в других оракульных системах.
На карте №7 “Змея” мы видим одного из коварных персонажей колоды, ее образ воплощенный в женскую фигуру можно встретить в различных французских оракулах под видом “злой женщины”. В немецких оракулах змея тоже есть, но к примеру в цыганских картах ее изображают в противостоянии с кошкой, карта называется “неискренность”.
Одна из самых пугающих карт колоды малой Ленорман это карта №8 “Гроб”. Карта с обозначением смерти есть практически во всех оракульных системах. Во Франции вместо гроба можно встретить безутешную даму в тени кипарисов около могилы. А вот немецкая оракульная традиция дополняет гроб изображением смерти и двумя дополнительными картами, действие которых происходят около могил — вдовец и вдова.
Карта №9 “Букет” тоже существует только в оракуле Ленорман. Она напоминает о важных функциях значения цветов и говорит, что иногда букет может рассказать об отношении к человеку больше письма или подарка. Отчасти можно вспомнить французский оракул “Livre du Destin” на одной из карт которого изображен куст и бабочки вокруг, который говорит нам о легкости и беззаботности ведущей к неверности. В цыганском оракуле можно вместо букета вставить карту с подарком.
Следующие три карты колоды малой Ленорман №10 “Коса”, №11 “Метла” и №12 “Птицы” относятся к довольно оригинальным образам. Хотя можно сделать ассоциации с косой на популярных немецких картах, которые любили изображать сенокос и крестьян, собирающих богатые колосья. А карты с птицами, при условии что это совы, связать с французской традицией изображать филина для обозначения темного времени суток, и маленьких шумных пташек как символ сплетен (болтуны попугаи и сороки переносчики информации).
Зато карта №13 “Ребенок” является универсальной для большинства европейских оракулов, что в них разнится в интерпретации карты так это возраст ребенка. От состояния в утробе в оракуле Livre du Destin, младенца в люльке большинства немецких цыганских карт и до младшего школьного возраста в колодах малой Ленорман. Карта символизирует новую жизнь, новое дело и являляется базой для семейных ценностей XIX века.
Карты №14 “Лиса” и №14 “Медведь” не имеют широкого иконографического распространения в других оракулах, хотя они согласно эпохе должны были бы быть заменены яркими человеческими образами. Скорее всего образ Лисы может быть интерпретирован как образ вора.
На карте №16 “Звезды” мы видим начало триады астрологических карт, тут прослеживается связь культуры романтизма со средневековыми традициями, в которых небесные тела играли очень важную роль. В оракулах XIX века астрологические символы не так широко распространены, зато они связывают символику карт Ленорман с картами Таро. Показывают значимость астрологических символов в повседневной жизни людей различных эпох.
Символика карты №17 “Аист” похожа на №13 “Ребенок” — это тема перемен, новой жизни и путешествий. Аиста можно было встретить на редкой модификации — гадательных немецких игральных картах выпущенных в Лейпциге в 1818 году, этот символ удачно перелетел из гнезда сразу в нескольких колодах. И самое его удивительное изображение встречается в немецком оракуле “Kipper”, где посреди поля в солдатских сапогах идет аист на спине которого сидит ребенок, держащий в руках младенца.
Еще один очень популярный образ для изображения на картах это образ карты №18 “Собака”. Символ преданности, дружбы и верности часто дополняют и усиливают в немецких картах — изображая собаку лежащую на надгробной плите хозяина. А в популярном французском оракуле “Livre du Destin” собака идет с любовным письмом в зубах как почтальон, сохраняя самое важное для хозяина. В колоде Малой Ленорман нет противостояния, привычного для немецкой предсказательной системы, где неискренняя кошка противопоставляется верной собаке.
Карты №19 “Башня” , №20 “Сад”, №21 “Гора”, №22 “Перекресток”, №23 “Крысы” являются редкими для других оракульных традиций, хотя присутствуют карты похожие по смыслам значениям.
Карта №24 “Сердце” описывают одну из базовых христианских добродетелей — любовь. Но изображение сердца парящего в небесах также не является частым гостям на предсказательных картах XIX века (хотя в «Jeu de cartomancie» подвиде оракула «Livre du Destin «можно встретить два связанных сердца заключенных в уробороса), чаще ее заменяет изображение пары прильнувшей друг к другу. Другая традиция вместо сердца парящего в небесах рисует Амура с завязанными глазами нацелевшего свой лук.
Карта №25 “Кольцо” является родственницей предшествующей карты, символический знак который можно трактовать в двух аспектах — дружбы или брака. Часто изображали кольцо внутри которого две руку пожимают друг друга, в данном случае это дружба. Свадебное кольцо в оракулах как французских так и немецких не изображалось, вместо этого мы можем увидеть карту с изображением пышной брачной церемонии.
Карта №26 “Книга” тоже не из частого иконографического ряда, если рассматривать немецкие игральные карты и французские гадальные карты на них иногда встречается одинаковый сюжет — сидящая глубоко в своих мыслях девушка с выпавшей из рук книгой и подписью — “размышления”. Возможно книга говорит не только о получении знаний, но и напоминает о рождении новых мыслей или идей в процессе обучения.
Одна из самых популярных тем в картах в XIX веке изображена на карте №27 “Письмо”. В этот век коммуникации были полны бумажных посланий и поэтому практически в каждой колоде и традиции можно встретить карту с письмом. Даже во вне иконографической русской предсказательной традиции всегда есть место “письму” — это или бубновый туз или туз любой другой масти.
Карта №30 “Лилии” относится также к редким изображениям, в других колодах XIX века она не встречается, только в специальных цветочных оракулах, где ей придается значение возвышенности и непорочности.
Еще две астрономические карты встречаются в колоде малой Ленорман это №31 ”Солнце” и №32 “Луна”, они аналогично карте №16 “Звезды” пришли в колоду из Средневековой традиции и показывают высшие божественные сферы. Также Солнце и Луна могут указывать на время происходящего события — день или ночь. В игре очень сильно карты связаны с мужским и женским началом, что отражает деление того времени мира на солнечный мужской и лунный женский.
Еще две оригинальные карты это №33 “Ключ”и №34 “Рыбы”. Скорее всего символика ключа связана с находками и приобретениями, а также сюрпризами не только материальными, но и духовными. Рыбы же напротив говорят о финансовой сфере. В немецких цыганских картах есть две карты обозначающие “малые” и “большие” деньги, возможно карта рыбы впитала этот образ в себя.
Две последнии карты из колоды имеют очень сильные символические значения и часто присутствовали не только на картах или в играх, но и служили в качестве украшений и оберегов.
Карта №35 “Якорь” дала имя названию игры “Игра Надежды”, символическое изображение якоря является одним из базовых символов эпохи романтизма. В большинстве европейских оракулов присутствует на картах стоящая или сидящая дева с якорем. Она может томно ожидать на берегу, смотря в даль морскую, или наоборот стоять среди бушующего шторма. Девушка с якорем отражает одну из базовых христианских добродетелей — Надежду и дает страждущим силу идти вперед и не сгибаться в тяжелых жизненных ситуациях. Этот образ связан с морем и моряками, которые уплывали в опасное плавание, а их жены приходили на берег и каждый день ожидали прибытия заветного корабля. Но разве можно прожить хоть день без этого сильнейшего ресурса — надежды? Можно сказать, что колода малой Ленорман является исключением из традиции, потому как на этой карте нет образа девушки, а присутствует только лишь якорь.
Завершает колоду карта №36 “Крест”, которая также собрала образ из несколько карт. Так “Крест”, также как “Якорь” и “Сердце”, относится к христианским добродетелям и означает “Веру”. Этот символ связан с библейской темой несения своего служения и мирской тяжести ради веры. Если анализировать другие оракулы, то в них вместо креста присутствует образ смерти в виде скелета на кладбище среди гробниц или на немецком цыганском оракуле крест присутствует рядом с собакой.