В атласных картах, ставших для России национальным карточным паттерном, есть один из королей совершенно не похожих по внешнему виду на других — бубновый король. Отличает этого короля яркий восточный колорит, который пришел в Российскую империю от Баварского прототипа конца XVIII начала XIX века (на картинке ниже баварский король 1793-1812 годов, русские карты 1830х годов, король из атласной колоды). Возможно король в турецкой чалме появился в колоде благодаря европейской моде на османскую экзотику. давайте не много погрузимся и мы в это увлечение и взглянем на другие «османские» игральные карты.
Мне встретилась статья с красивыми иллюстрациями и подробным описанием моды на Османскую империю:
Для европейца конца XVIII — начала XIX века Ближний восток был почти неизвестным, но очень манящим местом. К этому времени для некогда могущественной Османской империи наступил период заката. За последующие две сотни лет империя растеряла почти все ранее захваченные территории, сократившись до современной Турции. А как известно, закату любой империи присуща атмосфера роскоши и гедонизма. И слухи о пышности султанского двора ползли во все стороны, долетая и до Европы, где в это время набирала обороты индустриализация, уродливая и обезличивающая. Люди искусства задыхались в механистической атмосфере и находили выход в путешествиях в сторону не исследованного мира Востока. Туда потянулись европейские ученые, художники, писатели в поисках вдохновения, новых впечатлений и просто приключений. Это исследование и родившиеся в его процессе произведения искусства получили впоследствии название «ориентализм». Период ориентализма продолжался до начала XX века, завершившись грандиозным всплеском моды на все восточное.
Благодаря моде на османскую империю в Европейской культуре появился язык цветов, который также нашел отражение в карточной культуре. Одна из самых известных женщин из Европы Роксолана (1502-1558) на французских образовательных картах 1644г.:
Интересная колода «Турецкий костюм» в восточном стиле вышла в 1810-1826 годах в Лейпциге автор Henrich Müller. Это колода предназначалась для игры в Тарок, поэтому содержит 22 карты козырей, а к фигурному ряду прибавлен рыцарь.
Фигурный ряд колоды показывает различные социальные слои империи и ее устройство. На картах можно встретить Пашу, слугу, военного, одалиску. Все это дает возможность представить иерархию общества Османской империи. К примеру на пиковой даме изображена турецкая одалиска, образ которой будоражил умы европейцев:
Один из самых сильных образов колоды расположился на 20 козыре и изображает танцовщицу:
Посмотреть колоду полностью можно тут.
Интересный набросок игральной карты XIX века из Милана хранится в коллекции Британского музея. Возможно этот солдат мог стать валетом.
Продолжение восточной темы атласных карт в Российской империи можно встретить в вышедшей в начале XX века колоде «Новый стиль». В ней по мимо короля в привычном облике есть дама с закрытым лицом и валет с чалме.
Известная австрийская компания Piatnik сделала посвященных тематике Османской империи. Первая колода называется «Ottoman empire», на ее листах можно встретить султанов, прекрасных дам из гарема и храбрых османских воинов, все персонажи колоды имеют исторических прототипов:
Вторая колода выпущенная компанией Piatnik имеет более личный исторический сюжет — она открывает историю осады Вены турками. После этого исторического события в столице Австрии начала формироваться кофейная культура, поэтому карты называются в честь популярного способа подачи кофе — «Vienna Melange». На этих картах можно встретить как представителей Османскую империи, так и австрийцев.
В 2008 году во Львове выходит колода «Украина XVII век» на которой войны Османской империи занимают пиковую масть.
Несмотря на определенную популярность в европейском обществе ориентализма в целом и Османской империи в частности эта тема не имела сильного влияния на картомантию.
Обзор по турецкому стилю в Российской империи.