На выставке «От Елизаветы до Виктории», посвященной трехсотлетней истории портрета в Великобритании, проходившей в Третьяковской галерее висела очень интересная картина — портрет галантной дамы Эпохи Просвещения с изображением аквариума с золотыми рыбками и котиком:
На картине Натаниэля Хоуна изображена известная английская натурщица и куртизанка Кэтрин Мария Фишер, более известная как Китти Фишер (1738-1767), красивая девушка стыдливо прикрывает декольте платком. Но есть одна деталь, которая очень точно дает понять, что перед нами очень не простая девушка — это соседка героини — кошка, ловящая золотую рыбку. Милый и пушистый зверек, которого мы сейчас воспринимает исключительно положительно, на этом портрете показывает свою безжалостную натуру и характеризует соседку по портрету как охотницу за богатыми женихами. Образ мурлыкающего кота не раз изображают на разных картах и оракулах, давайте посмотрим за особенностями его изображения в разных предсказательных колодах.
Итак, не много пропустим историю преклонения кошке в Древнем мире и взглянем на Европу в Средние века. В Европу кошка пришла через Грецию и считалась животным экзотичным и редким практически до Эпохи Возрождения. Дорогих котов держали только в богатых домах, а мышей ловили популярные в ту эпоху хорьки.
В Христианском искусстве кошку не любили, кошка много спала днем, была независима от человека и проявляла ласку только в моменты манипуляции. Все эти особенности животного стали символами лени, гордыни, измен, обмана, похоти и самое страшное — женского коварства (кошки сидящие рядом с женщинами на картинах могли намекать на продажность женщины). В отличии от собаки, кошки не зависели от хозяина и это был намек в сторону лживости и обмана. В позднем средневековье ночная активность зверя была оценена как последний показатель темной натуры зверя и кошку отправили в пантеон нечистой силы в услужение к Дьяволу. Также было отмечено, что Дьявол может принимать кошачье обличие.
На полотнах художников эпохи Возрождения кошку часто изображают на натюрмортах, как главного вора самых аппетитных кусочков.
В Эпоху Просвещения начинает происходить интересная метаморфоза в восприятии котов, они начинают символизировать домашний очаг, материнство, вызывать умиление и активно участвовать на полотнах и страницах книг.
Однако оракульная традиция изображает котиков в лучших традициях Средневековья и Раннего Возрождения, что вызывает полное непонимание ее образа при выпадении карты кота в раскладе.
Впервые кот пришел в карты видимо в Марсельском таро в XVII веке. Но изображение Шута с котом встречаются довольно редко, в отличии от карт где шута сопровождает собака. Скорее всего они говорят о коте как о символе искушения и чего-то темного из средневековой традиции. Отличная компания для привычного нам Шута или даже возможно юродивого, одолеваемого страстями.
Обоснованно и продуманно коты приходят на карты в традиции Эттейлы, но тут правда это леопард, а не домашний котик. Существует гипотеза, что на этой карте изображен лев и он символизирует дьявольское искушение.
Вслед за этой колодой происходит изображение похожей сцены на картах Малого дамского Оракула (petit oracle des dames). Эти карты с очень загадочным прошлым, не сохранилось имя художника и год их первого издания, известны они стали только после репринта в середине XIX века. Есть гипотеза, что по мимо колоды системы Эттейлы на них повлиял оракул вышедший во Франции в 1790 году с вот таким котиком:
На 66 карточном оракуле изображен грозный тигр или леопард, который внешне очень сильно похож на коллегу с прошлой карты. Ничего хорошего такая карта в раскладе сулить не может, этот мощный зверь вот вот нападет, его когти и зубы вселяют ужас.
Русский оракул, выпущенный в 1825 году, является перерисованной копией французских карт 1790 года, правда вместо 66 карт он содержит 42, зато с пояснениями. Образ страшного леопарда в русских картах становиться знакомым Васькой, правда вместо кошачьего лица у него оно человеческое. Судя по описанию под картинкой значения карты не менее негативное — жестокий неприятель или мстительный злодей.
Образ кота остается в культуре и активно используется и через 50 лет, когда выходит колода Орнитомания, ставшая в последствии одной из двух русских версий Ленорман. В этой колоде Кот появляется вместо классической Змеи и для обывателя предоставляется куда более страшной напастью. Из описания к картам — «Кошка. Если эта карта близ лицевой (сигнификатора), то остерегайтесь своих друзей, завистливых и фальшивых. Гадающий будьте настороже!«
Вторая русская колода «Завещание Ленорман» появилась в продаже в 1880 году, в ней также остается образ кота вместо змеи и содержится мрачное значение: «Черный кот. Слезы, ссора, измена«. Единственная дореволюционная колода «Завещание Ленорман», которую я видела, была совершенно новая, видимо ее раскладывали несколько раз, но карта с котом была сильно помята и деформированна. Видимо этот симпатичный кот с карты принес не мало слез, подтвердив опасения владелицы.
Кот из немецкой гадательной колоды 1870 года, здесь он вновь предстает как символ обмана, правда тут кот довольно злой и успел поймать и придушить птичку. Такой образ кота вошел в карты известные сейчас как «Цыганский оракул» или «Sibilla della Zingara».
Описание карт цыганского оракула: «С данной карты на нас смотрит мордашка красивого кота, который смотрит на нас, не мигая. Кот, как известно — символ лжи, обмана, злобы, и эти качества карта отображает в целом. Подлость и злоба предстают на лицо, фальшивые обещания и двойная игра кроются за этой картой. Вам рекомендуется проявлять осторожность в своих отношениях с сомнительными людьми.
Жадность, алчность, подлость. Пристальное внимание к сомнительной личности.
Пересечение ложных и вводящих в заблуждение, таинственных ситуаций, которые мешают реализации проектов, в карте также указываются ситуации, чреватые трудностями, задержками, препятствиями, которые, если даже они и не подвергаются сомнению, все равно нуждающихся в посторонней помощи.«
Но несмотря на все выше приведенное дух времени все равно берет свое и при появлении любого из котов, приведенных выше, хочется улыбнуться глядя на милую мордашку. В XXI веке происходит бум любви к котам и вместо одной негативной карты в колоде кот становиться главным действующим лицом всех карт и вызывает исключительно обожание. К сожалению такой разрыв шаблона крайне негативно сказывается на интерпретации и понимание исторических карт.