Как мотивировать покупателя выбрать ваш продукт в условиях высокой конкуренции? Один из самых эффективных способов — добавить к продукту небольшую коллекционную атрибутику, чтобы вызвать интерес к коллекционированию. Этот подход активно использовали табачные фабрики Америки и Европы с 1870-х до 1940-х годов. Они вкладывали в сигаретные пачки карточки с красочными изображениями, которые становились частью коллекций. Если сам курильщик не увлекался коллекционированием, его окружение зачастую с удовольствием брало на себя эту роль, превращая обычную покупку в увлекательное хобби. В этом посте мы поговорим о карточках с игральными картами.
Первые карточки, вложенные в сигаретные пачки, появились в 1879 году. Их начала выпускать американская табачная фабрика Allen & Ginter. Уже с первых выпусков карточки создавались сериями: популярные актрисы, бейсболисты, вожди индейцев, боксеры, национальные флаги и дикие животные. Эта идея быстро завоевала популярность в Америке, особенно среди поклонников спорта.
К концу XIX века карточки начали вкладывать и английские табачные фабрики, задав новый виток моды, а вскоре к ним присоединились производители из Германии. Интересы коллекционеров отличались в зависимости от страны. Например, в Америке самым большим спросом пользовались спортивные карточки. А в Англии одной из самых значимых серий стала коллекция «Замки и аббатства», выпущенная в 1893 году компанией John Player & Sons.
Каждая серия сигаретных карточек обычно включала 25 или 50 изображений, объединённых одной темой. Однако коллекции с изображением красавиц нередко доходили до сотни карточек и даже больше. Особый интерес вызывали карточки с изображением военной формы, униформы и геральдики. Такие карточки остаются важными историческими документами и до сих пор активно используются историками и коллекционерами для атрибуции старинных фотографий и картин.
Во всём этом многообразии меня заинтересовали сигаретные карточки с изображением игральных карт, поскольку такие карточки можно было использовать не только для коллекционирования, но и для игры. Главной отличительной чертой этих карт было сочетание тематики игральных карт и изображений красавиц. Так выглядела серия Beauties Playing Cards Set 2 от American Tobacco Company (A.T.C.), выпущенная в 1900 году.
Карточки представленные выше иногда комбинировали с другим сетом этой же компании:
Карточки с изображением красавиц пользовались большим спросом, и существует множество подобных серий. Их отличительной особенностью был размер, специально адаптированный под сигаретную пачку. (из коллекции Нью — Йоркской публичной библиотеки):
Отдельное внимания у карточек 1911 года заслуживает рубашка с рекламой сигарет:
Также встречались редкие варианты игральных карт, выполненных в привычном зеркальном формате, когда верхняя и нижняя части изображения зеркально отражают друг друга:
Иногда на карточках с игральными картами можно увидеть не просто красавиц, а принцесс и королев, изображённых на английских сигаретных карточках:
Красавицы и игральные карты иногда сопровождались образовательными элементами. В таких случаях появлялись карточки с этнографическими изображениями национальных костюмов:
В 1929 году в Англии компания Carreras Cigarettes выпустила уникальный игровой набор. Сигаретная карточка объединяла в себе изображение игральной карты и фигуры для домино, а перфорированная линия позволяла легко разделить их:
К сожалению, Вторая мировая война привела к кризису бумажной промышленности, что вынудило производителей прекратить выпуск сигаретных карточек, прервав красивую традицию. В настоящие время сигаретные карточки сообщают лишь о вреде курения.